Каталог презентаций. Каталог презентаций Скачать презентации духовные святыни земли рязанской


Б) развивающие:

  1. Развивать у ребят нравственное мышление;
  2. Формировать способности учащихся к аналитическому мышлению через работу с текстом, умения сопоставлять, делать обобщения и выводы;

В) воспитательные:

  1. Формировать у ребят систему духовно-нравственных ценностей и научить с их позиций оценивать свои действия и поступки;
  2. Воспитывать любовь к отечеству.

Задачи:

А) образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы;
  2. Показать схожесть судеб русских храмов;

Б) развивающие:

  1. Развивать личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края;

В) воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к наследию родного края.

Предварительная работа: подготовить сообщения о появлении чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, прочитать тема 9 с.135-137, тема 13 с.180, тема 17 с.219-221 учебника «Духовное краеведения Подмосковья»

Оборудование урока:

  1. Учебное пособие. Духовное краеведение Подмосковья.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Выставка книг «Храмы Южного Подмосковья»
  5. Раздаточный материал «История Рыжковского храма»

Основные понятия: Молитва, икона, чудотворная икона, храм, духовные ценности, святыня.

Тип урока: комбинированный.

План занятия: СЛАЙД 2

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач занятия. Актуализация знаний
  3. Определение темы занятия. Постановка проблемного задания
  4. Изучение нового материала
  5. Выполнение проблемного задания
  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент .

Создание обстановки, способствующей усвоению новых знаний.

II. Постановка целей и задач занятия. Актуализация знаний .

СЛАЙД 3:

«Любовь к родному краю, взлелеявшему и вырастившему нередко целые поколения дедов и прадедов наших, только одна эта ЛЮБОВЬ способна выработать того настоящего гражданина, который нам был всегда желателен, а теперь прямо необходим»
Е.Н. Клетнова

– Как вы считаете, какая главная идея этого высказывания?

Да, речь идёт о том, что, не зная истории своей страны, своего родного края, нельзя стать настоящим гражданином. Эти слова очень актуальны сегодня. Чтобы возродилась Россия нужно понять, что мы – наследники страны великой культуры, истории, что русский народ внёс большой вклад в мировую науку и культуру.

«Без духовно-нравственного воспитания мы Россию не спасём», - сказал Алексий II. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и к окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, тем лучше и радостнее будет наше общество. Итак, жизни по заповедям Божьим надо учиться. Нравственность не отделима от понимания Бога и Его промысла о человеке и о его назначении. Недаром говориться, где нет Христа, там нет и нравственности.

Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ в далёком прошлом: усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому и краю.

III. Определение темы занятия. Постановка проблемного задания .

На уроках обществознания мы изучали классификацию ценностей.

– Какие виды ценностей вы знаете? (материальные, духовные).

– Как вы думаете, о каких ценностях мы будем говорить на уроке? (о духовных)

– Что относится к духовным ценностям? (Монастыри, храмы, иконы, мощи святых)

Очень много людей живёт сегодня, ориентируясь на материальные ценности. Во главу угла жизни таких людей поставлен поиск удовольствия и стремление избежать временных земных страданий. Но приходит час, минута, когда и эти люди обращаются к Богу и меняют свой образ жизни.

– Как вы считаете, какие знания нужны человеку, чтобы он стремился следовать требованиям добра, жить по заповедям, определённым Богом, служить Отечеству, людям?

Правильно. Надо знать православную картину мира, историю православной религии и культуры, духовные традиции и идеалы России. В каждом уголке нашей Родины есть святыни, которыми мы должны дорожить, сохранять их для наших потомков.

– А что такое святыни? (Это святые места или предметы, связанные с жизнью святого, мощи, т.е. останки почившего христианского святого)

Тема нашего занятия: «Святыни земли Русской. Дорога к храму»

Сегодня мы совершим путешествие в далёкое прошлое нашего края, а именно в деревню Рыжково, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Проблемное задание: СЛАЙД 4

По словам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, мы живём в «трудное, но и благодатное время – время духовного возрождения нашего Отечества»

– Что имел ввиду митрополит Сергий? Постараемся ответить на этот вопрос по ходу нашего занятия.

IV. Изучение нового материала .

Для активизации познавательного интереса учащихся им было предложено провести исследование:

Ученики нашей школы провели опрос. Они задали один и тот же вопрос ученикам, учителям и родителям: «Что такое храм?» и получили следующие ответы: СЛАЙД 5

  1. Храм – это памятник русской культуры, который надо бережно сохранить.
  2. Храм – это дом Бога.
  3. Храм – это один из символов христианской веры.
  4. Храм – это место, где священник совершает богослужение.

– Как вы считаете, какой из ответов правильно и точно отражает смысл и значение храма в русской православной культуре?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что все представленные ответы верны. Варианты должны быть записаны на доске под темой урока, чтобы в течение всего занятия быть перед глазами учащихся и мотивировать их к размышлению.

– Как христиане по-другому называли церковь? (храм, собор)

– Почему «собор»? (Собирались все вместе молиться)

Отсюда и слово «соборность» - единство всех со всеми. Это чувство возникает из ощущения общности духовных стремлений и переживаний. В храм идут все: и убогий, и богатый, и хворый и крепкий телом, и старый, и младенец. В горе и в радости: крестины, венчание, отпевание усопшего. Соборность – это духовная жизнь народа. Когда человек участвует в соборной службе, его душа глядит в вечность.

Предварительная работа с учебником дома:

  1. Что общее есть в судьбе храмов? (многие были разрушены, использовались под складские помещения и др.)
  2. Почему храмы были разрушены?
  3. Какую потерю ощутили русские люди и культура?
  4. Какое значение сегодня имеет возрождение храмов?

СЛАЙД 7: Посмотрите внимательно на фотографию храма Успения Пресвятой Богородицы.

– Какие чувства вы испытываете, глядя на это фото. Можете выйти к доске и написать, какие это чувства. Учащиеся пишут: вера, радость, любовь, умиротворение.

СЛАЙД 8 (демонстрируется фото разрушенного Успенского храма)

– Какие чувства испытываете, глядя на это фото?

Учащиеся пишут: стыд, скорбь, печаль, надежда.

– Скажите, так что же двигало людьми при разрушении храмов? (ответы детей)

Учитель: Забытая, заброшенная церковь. Истерзана душа и у тех, кто служил в ней, кто ходил на богослужения, и у тех, кто смотрит на нее и не может ничего сделать, и, наверно, у тех кто, разрушая эту церковь, разрушал себя, как Человека.

Учитель просит детей ещё раз вспомнить результаты опроса «Что такое храм?» и зачитать их. (Можно вернуться к слайду)

– Из курса истории вспомните, какое место на Руси выбирали для строительства храма? (место на возвышенности)

– Почему?

Учитель: Храм в Рыжково был построен в красивом месте, на возвышенности и напоминал местность Иерусалима. Село Рыжково также расположено между двумя ручьями, сливавшимися в один поток, который впадает в реку Нару, как и Иерусалим, раскинувшийся между долиной Иосафата, по которой течёт поток Кедрон, и долиной Еннома, где тоже есть ручей. Они сливаются недалеко от Силоамской купели, местоположение её подобно нашему колодцу при въезде в село. На запад от Рыжковской церкви Успения, по другую сторону пруда, возвышался лесок аналогично Гефсиманскому саду в Святом городе. На востоке от церкви был когда-то курган (теперь неприглядный карьер). На его плоской вершине всегда отмечали всем селом языческие и православные праздники. Курган был подобен Сионской горе.

Учитель: Познакомимся с историей создания Успенского храма в деревне Рыжково.

Работа с текстом в группах.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Текст 1:

В ….. году Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея Михайловича. Она повелела поставить в …….., где была родовая усыпальница её предков, новый великолепный храм…………. с приделом в честь вознесения Господня. С именем молодой царицы и её братьев связано возникновение на Руси выдающихся произведений архитектуры – храмов, которые по облику своему были так своеобразны и выразительны, что историки выделили их в особый стиль, называемый…………. Замечательным образцом этого стиля и был храм в Рыжкове. Его выстроили из красного большемерного кирпича с украшениями из белого камня. Он имел пять глав и………. кокошников по верху и выглядел очень нарядно. Храм был бесстолпным.

Ключевые слова (1671, Рыжкове, Успения Богородицы, «нарышкинское барокко», три ряда)

Текст 2:

С храмом связано много ………….. Стольник Андрей Ильич Безобразов (1614-1690) построил храм в селе по …….., который он дал по смерти отца своего, Ильи Осиповича в 1670году. Заготавливали материал для строительства здешние …….. Камень-известняк брали с берегов……….., металлические связи, лопаты – на Угодском и Истьинском заводах. Строили московские мастера с 1680 по 1684 года. Руководил строительством ………..из стрельцов. В нашей церкви были и дары Безобразова: наперсный серебряный – вызолоченный крест.

Ключевые слова (исторических имён, обету, крестьяне, Нары, Иван Кузнечник)

Текст 3:

Известны и дары храму Натальи Кирилловны Нарышкиной (1651-1694) – …… Петра I. Это…….. с её надписью, две шитые золотом …….. с двенадцатью праздниками, евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы. Здесь, по преданию, погребались её …….. Два паникадила были пожертвованы её отцом, Кириллом Полуэктовичем Нарышкиным (1623-1691). В церкви хранились и дары………. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича: 2 колокола и 12 миней месячных.

Ключевые слова (матери, сосуд, иконы, предки, царевичей)

Проверка текста путём чтения вслух.

СЛАЙД 9: Изображение иконы Успения

– Что изображено на этом слайде? (икона)

– Как называется эта икона? (ответы детей)

Учитель: Это икона Успения Пресвятой Богородицы

– Что такое икона?

– А вы знаете, что с иконой можно разговаривать?

– Каким образом можно разговаривать с Господом? (через молитву)

– У вас дома есть иконы?

– Чтобы вы попросили в данный момент у Господа перед иконой? (ученики пишут на листочках, а затем по желанию зачитывают).

Учитель: С историей создания Рыжковского храма связано красивое поэтическое предание о явлении чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, рыжковская икона не сохранилась.

В начале занятия мы говорили о том, что храмы на Руси строили на возвышенных и красивых местах. Нельзя не сказать об изрядных красотах избранного чудотворной иконой места своего пребывания. Как в старину говорили: «Место пре нарочито и красно вельми», а святые отцы учили, что «видимые красоты страны являются знаком силы и мощи, и благополучия государства, а духовные украшения (знамения и чудеса) означают святость тому, что мы получили от Природы и Бога»

Выступление учеников с легендой об иконе.

Задание для групп: Слушая выступления, подготовить по 2 вопроса, которые затем нужно задать одной из групп.

Ученик 1:

Крестьянин Феофан из деревни Сядрино как-то отправился в лес и там, в чаще, на месте, которое называлось Рыжково, вдруг увидел светящийся столп, идущий «от земли до неба». Через какое-то время, прейдя в себя от страха, Феофан медленно приблизился к источнику света и увидел на рябине икону. Несколько раз он протягивал руки, чтобы взять образ, но тот «не дадеся ему». Феофан пошел позвать своего духовного отца, священника Игнатия Васильева. Они вернулись вдвоем к чудесному месту, но и о.Игнатий образ взять не смог. И тогда к месту явления иконы отправился многолюдный крестный ход, на который собрались жители всех окрестных селений, уже прослышавшие о чуде. С молебным пением люди преклонили колени, воссылая хвалу Господу, и чудотворный образ был принят на руки священником. Икона была перенесена в соседнюю Троицкую церковь. И сразу от нее начались исцеления.

Ученик 2:

Но на третий день явленный чудотворный образ Успения Богоматери вновь удалился на прежнее место в лес. И вновь отправился туда крестный ход. Во время молебна послышался громовой глас, возвестивший: «Здесь подобает быти Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения образу». О необыкновенном событии поспешили сообщить боровскому воеводе Афанасию Нефедьеву. К чести воеводы, он был истинно верующим человеком и, как бы мы сказали сегодня, не был бюрократом. Он быстро сам приехал в Рыжково (а это от Боровска более 70 км). Поклонился с молитвой чудотворному образу и повелел воздвигнуть на месте явления часовню. В то же время незамедлительно послал гонца в Москву к Вели- кому князю Василию III.

Ученик 3:

Великий князь пожелал перенести образ в Кремлевский Успенский собор и отправил в Рыжково посольство – священников и знатных бояр, чтобы они «со всею подобающей честию и благоговением принесли чудную икону». Пока везли икону, по дороге тоже случилось несколько исцелений. Благоверный Великий князь с многолюдным крестным ходом и священным собором вышел навстречу святыне. Икона торжественно была поставлена в Успенский собор. И здесь, по молитвам страждущих, тоже свершилось много чудес: «Всякая немощь от болящих бежаша, токмо бы чудный образ приходяще с верою». Но опять на следующий день после литургии чудный образ исчез. Это принесло страх и печаль. Однако вскоре пришло известие, что икона вновь объявилась в часовне на прежнем месте. Тогда Великий князь повелел построить на том месте храм и основать девичий монастырь. Игуменье и двенадцати сестрам было положено годовое жалование. При монастыре возникло сельцо. С тех пор, с первой трети XVI века было установлено празднование явления образа Царицы Небесной 1 июля (по ст. стилю).

Ученик 4:

Перед угрозой польского нашествия в 1609 году рыжковский священник Иов перенес чудотворную икону в Успенский собор в Кремле. Поляки сожгли и разрушили храм и монастырь в Рыжкове, да и само село. Но пришел день освобождения от захватчиков – 22 октября 1613 года. По ликующей столице бродил один опечаленный человек – священник Иов. Сохраняемой им явленной святыни в Успенском соборе не было. Прошло немало времени, но все же икона нашлась. Она была вновь обретена в поселке Успенском на камнях разрушенной поляками Успенской церкви в 20 км от Рыжкова. Вскоре, в неделю Жен Мироносиц икона вновь была поставлена в Рыжкове. И появился обычай праздновать еще один день явления чудотворного образа – в неделю Жен Мироносиц.
Сказание обо всех этих событиях было написано на специальной доске и много лет хранилось в храме.

Проверка задания по группам.

В каких случаях русский человек обращался к иконе с молитвой?

– Приведите примеры из истории, собственного опыта, когда по молитвам приходила помощь

Чудеса исцеления происходили во все времена существования рыжковской иконы.

Инсценировка о воскрешении умершего мальчика .

Простолюдин:

Привёз я сына в храм для исцеленья,
Но по пути случилось тела тленье.
Господь, раба усопшего к себе прими!
Остались с матушкой теперь одни.

Ангел:

Чудо из чудес! Чудо из чудес!
Наш мальчик воскрес!
Радостно поёт скворец,
Что мальчик воскрес!
Наш мальчик воскрес!
Воспоём хвалу и честь!
Исчезла ночь и мгла.
Сияет светом свод небес,
Поют колокола.
Поют о празднике любви,
О чуде из чудес!

Простолюдин:

Понял я теперь прекрасно,
Что свершилось чудо вновь,
Только вера и любовь
От страстей нас исцеляют
И друг с другом примиряют.
Я и сам отныне буду
Верить, что возможно чудо!

Учитель: Данная инсценировка показывает, чудеса исцеления рыжковской чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы. Известен факт, что в последней четверти XVII века Н.К.Нарышкина привозила к иконе своего сына-царевича, будущего императора Петра I. Он бывал здесь и после смерти матери. Молился у чудотворной иконы, пил воду из святого источника у въезда в Рыжково. Источник существует и сейчас, он обихожен – над ним маленькая часовенка и листочки с мемориальным текстом. СЛАЙД 10

Чудотворная икона и драгоценные дары исчезли сразу после революции, а храм был разрушен в 50-е годы XX века. Мастерство строительства зодчего Ивана Кузнечика было отменным. Остатки стен рыжковского храма перенесли все невзгоды. Именно остатки стен высотой около 9 метров стоят нерушимыми и сейчас. СЛАЙД 11

Верующие мечтают восстановить храм. Он очищен от мусора. В отличие от многих заброшенных храмов здесь царит чистота и порядок. Для дальнейших работ нужны деньги, но и их пока нет. Жители деревни и окрестных населённых пунктов надеются на возрождение храма.

V. Выполнение проблемного задания .

Почему митрополит Сергий назвал наше время не только трудным, но и благодатным? (ответы детей)

Сегодня, когда в каждом доме висят иконы, когда открыто можно носить крестик, ходить в церковь, молиться, не верится, что в России было другое время, когда рушили храмы, расстреливали священников, жгли костры из икон. И это происходило по всей стране. СЛАЙД 12

Да, были богоборческие времена, когда само слово Бог запрещали произносить. Дико. Правда? Но Бог поругаем не бывает, и сегодня Россия выходит из пелены беспамятства, просыпается интерес к своим корням, вере своих отцов и дедов. СЛАЙД 12

VI. Домашнее задание .

Маршрутами духовного краеведения подготовить сообщение о судьбе соседней Троицкой церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5/сост. С.В.Хохлова; под ред. Адаменко. – М.: Илекса; народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. – 336с.
  2. Педагогические чтения «»воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе». Методические материалы. Педагогический лекториий для учителей и родителей «Духовное краеведение Подмосковья». Часть III/ Под ред. д.п.н. Шевченко Л.Л. – М.: ООО «Диона», 2008. – 204с
  3. Тагиева А. Святыни Земли Боровской. О судьбе двух чудотворных икон/Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря - №25, 2005.
  4. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учеб.пособие/ Под ред.Л.Н. Антоновой – 2-у изд. – М,2077. – 256с.
  5. Щёголев В. Сказание о селе Рыжково/Жуковский вестник - №5, 2005.

Слайд 2

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного - православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха

Слайд 3

Храм Василия Блаженного

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Храм Христа Спасителя

    Кафедра́льныйСобо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор РождестваХристова) в Москве - кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

    Слайд 6

    Слайд 7

    Храм Христа Спасителякрест центрального купола

  • Слайд 8

    Часовня Святой Ксении Блаженной

    Действующая православная часовня в Санкт-Петербурге. Расположена в Василеостровском районе наСмоленском кладбище. Ксения Петербургская, умершая в конце XVIII или в начале XIX века была похоронена на Смоленском кладбище. На её могиле насыпали земляной холмик. Люди, почитавшие Ксению, верили в чудодейственную силу земли с ее могилы и брали по горстке с собой. Холмик насыпали много раз и каждый раз его разносили. Позже на месте холмика положили каменную плиту, которую люди также разбирали по камушкам. В третьей четверти XIXвека над могилой построили маленькую часовенку.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Троице-Сергиева Лавра

    Крупнейшийправославный мужской монастырь России расположенный в центре города Сергиев ПосадМосковской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Руси. Был опорой московских правителей. Участвовал в борьбе против татаро-монгольского ига. Противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Оптина пустынь

    Широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области. По преданию, основан в конце XI века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве - Макарий Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Оптина пустынь (подворье)

  • Слайд 17

    Саровский монастырь

    Свя́то-Успе́нскаяСаро́вскаяпу́стынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобныйСерафимСаровский, почитаемый православный подвижник и святой.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Соловецкие острова

    Солове́цкие острова́ архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. В архипелаг входит также более 100 малых островков. Датой основания монашеского поселения счита-ют 1436 год - время появления на Соловках преподобного Зосимы. С XVII в. Соловецкий монастырь участвовал в военных действиях, а также использовался как место ссылки заключённых, главным образом, по политическим мотивам.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Святые места Русской православной церкви

    Святы́е места́ Ру́сскойПравосла́внойЦе́ркви - неофициальное и достаточно произвольное общее именование некоторых объектов, с которыми связано особое почитание со стороны православного народа на территории канонической юрисдикции Русской Православной Церкви; обычно таковыми считают некоторые монастыри, храмы, погребения и мощи праведников и святых угодников

    Слайд 24

    Список святых мест на территории России

    Святые места Москвы и Московской области Храм Василия Блаженного Храм Христа Спасителя Данилов монастырь Донской монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь Московский Кремль Николо-Угрешский монастырь Саввино-Сторожевский монастырь Троице-Сергиева лавра

    Слайд 25

    Святые места Санкт-Петербурга Александро-Невская лавра Храм Ксении Блаженной Святые места в центре России Дивеево Оптина пустынь Саровский монастырь Санаксарский монастырь Святые места на Севере России Соловецкие острова Валаам Кирилло-Белозёрский монастырь Ферапонтов монастырь Псково-Печерский монастырь

    Слайд 26

    Святое озеро Павла и Петра

  • Слайд 27

    Озеро по форме своей круглое, впадающих ручьев или речек нет - не имеет никаких притоков, видимо питается родниками на дне, но вода в озере постоянно чистая и прозрачная и никогда не зацветает. Святое озеро находится в 3-х километрах от села Нармушадь около поселка Полевой и села Борки. По преданию раньше по середине озера был остров на котором стояла древняя церковь. И вот случилось так что храм ушел под воду и стоит сейчас на дне озера. В начале прошлого века каждая из деревень и сел округи поставили по часовне на берегу озера, но с приходом большевиков и дальнейшими их гонениями на церковь, часовни разрушили. Паломников приходивших сюда пытались разгонять и всячески боролись с почитанием святого места. Но из памяти людей стереть историю озера не удалось вот поэтому ежегодно, сейчас под открытым небом проходят молебные песнопения, и многие надеются, что часовня будет и на берегу этого озера. Как добраться: на личном транспорте из Москвы по М5 до Егорьевска, далее проезжаем через Касимов Рязанской области, дальше поворот на Шиловский район, село Нармушадь (от села минут 15 езды до озера), проехав через Нармушадь держитесь левее и попадете прямо к озеру.

    Презентация к уроку ОПК № 28 (4 класс) "Монастыри - стражи духовности и земли Русской" по учебнику А.В. Бородиной (6,7 Мв, pptx).
    В презентации использованы шрифты: EvangelieTT, a_RussDecor.
    В качестве музыкального фона ипользован «Романс» из к/ф «Овод» Д.Шостаковича.

    Дополнительные адреса для скачивания:
    Все работы Закутской Натальи Дмитриевны можно скачать или перебросить на свои аккаунты (как по отдельности, так и архивом) на Яндекс.Диске и на Облако@Mail.Ru

    Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

    Монашество пришло на Русь вместе с христианством. Первый русский монастырь возник в XI веке - это Киево-Печерская Лавра. Из названия понятно, что она находится в Киеве, а слово «Печерская» происходит от «пещеры»: именно в здешних пещерах селились первые монахи, уходя от мира ради молитвенного общения с Богом.
    К концу XII века было известно уже 70 русских монастырей: 15 - в тогдашней столице - в Киеве, 20 - в Новгороде, а остальные рассеялись по земле Русской: в Чернигове, Полоцке, Переславле, Ростове, Владимире и других городах.
    Монастыри создавались в городах или их окрестностях, их устраивали высшие церковные иерархи, князья, бояре, богатые горожане (они, как правило, сами не становились членами организованных ими братств).
    Монастыри были средоточием книжной мудрости, здесь монахи от руки переписывали и иллюстрировали книги, создавали первые библиотеки. При монастырях возникали школы, где учили книжной грамоте. «Книжной» называлась только церковная премудрость и грамота, так как все книги были церковные: Евангелие, Псалтирь, Апостол, Библия. Читать и писать учились по Псалтири, потому что вся жизнь христианина была с Богом, Господу же посвящались и ученье, и любой труд.
    Основателем одного из самых знаменитых монастырей России - Свято -Троицкой Сергиевой Лавры - стал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), величайший молитвенник и чудотворец земли Русской.
    Вы уже знаете о том, что Сергий Радонежский благословлял Димитрия Донского на Куликовскую битву и отпустил с ним схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
    В 23 года оставшись без родителей, Сергий вместе со своим братом Стефаном удалился на небольшую, покрытую лесом гору Маковец в окрестностях Радонежа. Здесь они построили келью и церковь Живоначальной Троицы.
    Так было положено начало обители, куда потянулось потом к преподобному Сергию множество учеников. Строгость жизни, благочестие, возможность молитвенного безмолвия привлекали всё новых подвижников и просто нуждающихся в духовной помощи людей. Так возник общежительный монастырь - монашеская община с общим имуществом и хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением работ. Главный принцип здесь - иметь всё общее и ничего не считать своим.
    Со временем обитель преподобного Сергия превратилась в знаменитую на весь мир Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, стала центром церковного образования России. Теперь здесь находится Московская Духовная Академия и Семинария. Многочисленные паломники стекаются сюда, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского.
    Среди последователей преподобного Радонежского Чудотворца насчитывают до 70 прославленных святых. Со временем они разошлись по русской земле, основывая новые монастыри.
    Так, ученик преподобного Сергия - Савва Сторожевский - основал Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Вы уже читали о знаменитой звенигородской звоннице и колоколах.
    Преподобным Андроником, другим учеником Сергия Радонежского, был создан Спасо-Андроников монастырь, в котором трудился иконописец преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи - иконы «Троица».
    Этот иконописец принимал участие в создании росписей и икон Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Спасо-Андроникова монастыря, Успенского храма в Звенигороде.
    Икона «Троица» была написана преподобным Андреем Рублёвым для собора Святой Живоначальной Троицы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Таким образом, наиболее значимые явления отечественной культуры созидались на усиленных молитвах и духовных подвигах наших предков. Внешняя культура, включая архитектуру, книги, живопись, оказывается пронизанной невидимыми нитями молитв святых угодников, их любовью и заботой друг о друге. Художественная культура, оказывается, рождалась как результат духовной жизни Церкви, стремления православных христиан к спасению, единению с Господом.
    Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Андроник, Андрей Рублёв прославлены в лике преподобных, это значит, что они были монахами и главное, к чему стремились и чего достигли, - это подобие Господу Иисусу Христу в святости сердца и помыслов. А внешние труды остались как пример усердия и способ сосредоточения в молитве. Славили Бога и строили храмы, кельи для братии, писали иконы; молились о личном спасении и за весь мир и опять строили храмы, писали иконы.
    С XIV века на Руси появляется много монастырей другого типа - скитов, или отшельнических монастырей. Их называли пустынями. Основателями таких пустынь становились православные подвижники, по призванию уходившие от мира. Они уединялись в лесах или пустынях для сосредоточенной духовной жизни, для строжайших постов и безмолвия. Все эти духовные подвиги способствовали обретению молитвы. Нередко пустынные монастыри основывались отшельниками ещё до их монашеского пострига, как это произошло с преподобным Сергием Радонежским.
    В XV веке возник ещё один удивительный монастырь - Свято-Введенская Оптина пустынь. Когда-то это была скромная, небогатая пустынька в Козельске Калужской губернии. Основал её, по преданию, старец Опта. Он был атаманом разбойничьей шайки, которая хозяйничала когда-то в козельских лесах. Но что-то необычное произошло с Оптой, внезапно и глубоко он раскаялся в своих злодеяниях и удалился в пустынь в надежде на спасение.
    Несколько веков Оптина пустынь претерпевала боль оставалось всего двое монахов-стариков, один из которых - слепой.
    Но не исчезнуть суждено было обители, а возродиться и прославить на русской земле традиции иноческого старчества. Иноческое старчество - это древний вид и порядок постоянного руководства старца духовной жизнью инока при его полном и добровольном доверии.
    Возрождение старчества связано в России с именем знаменитого духовного руководителя, наставника - молдавского старца Паисия Величковского. Его ученик Афанасий благословил своих духовных чад - братьев Моисея и Антония Путиловых - возродить Оптину пустынь.
    А в 1821 году на монастырской пасеке возник знаменитый Оптинский скит, где жили старцы.
    Первым оптинским старцем стал отец Леонид, в схиме - Лев. Потом были старцы: Макарий, Амвросий, Моисей, Исаакий, Иларион, Антоний, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Исаакий (Бобриков), Никон.
    Влияние старчества далеко распространилось за пределами монастыря, старцы стали окормлять не только иноков, но и мирян. Окормлением называется духовное руководство.
    А к концу XIX века, когда в российском, как и в западном, обществе начало активно распространяться безверие, Оптина пустынь стала лечебницей израненных, нередко тронутых сомнением, но ищущих цельности и гармонии душ. «Не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку», - так писал один из современников. Оптина пустынь стала центром притяжения русской интеллигенции. Здесь были Ф. М. Достоевский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и многие другие известные писатели, философы, учёные.
    Когда-то русские монастыри не только хранили святость, книжную науку, создавали иконы, но и были мощными укреплёнными пунктами, оборонительными строениями. Сейчас уже никто не прячется за монастырскими стенами от обидчиков, но сюда теперь стремятся люди, спасаясь от разрушительного влияния бездуховной культуры. И монастыри, как и прежде, оказываются стражами русской духовности, высокой культуры земли Русской, которую традиционно с благоговением называли Святою Русью.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ПОДМОСКОВЬЯ

    Экскурсии по Подмосковью поражают многообразностью исторических памятников, монастырей, усадеб, хранящих тайны ранее живших там людей, оставивших незабываемый оттиск в истории и унесших с собой свои тайны может "позавидовать" любой город в России. Вознесенская Давидова пустынь

    Каждый район Московской области неотразим с точки зрения уникальности мест, представляющих историческую ценность достопримечательностей.

    Николо-Угрешский монастырь Николо-Угрешский мужской монастырь, хотя и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст. Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила Князя верой и надеждой и "сия вся угреша сердце его". С тех пор это место называется Угреша.

    Николо-Угрешский монастырь Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. "И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всем потребным нескудно", сообщает монастырская книга. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов - Сергия и Иоанна. Московская область, г.Дзержинский Спасо - Преображенский собор

    Новоиерусалимский монастырь Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии " Москва - Третий Рим ", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

    Новоиерусалимский монастырь Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре. Московская область, Истринский р-он, г.Истра

    Саввино-Сторожевский монастырь Саввино-Сторожевский монастрь расположен в полутора километрах к западу от Звенигорода. Он был основан по приказу Юрия Дмитриевича в 1398 году. Место для нового монастыря князь выбрал на холме, издавна носящем название "Сторожи"; в старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена - монаха Саввы, ученика Сергия Радонежского - произошло название монастыря. Рождественский собор

    Саввино-Сторожевский монастырь Архитектурный ансамбль монастыря состоит из: Собор Рождества Богородицы; Комплекс трапезной со звонницей; Надвратная Троицкая церковь; "Царицыны палаты"; Братский корпус; Жилой корпус Духовных училищ; Дворец царя Алексея Михайловича; Смотровая площадка; Ограда с башнями; Кельи XIX в. Московская область, г.Звенигород Фрески

    Свято-Троицкая Сергиева лавра Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский.

    Свято-Троицкая Сергиева лавра Свято-Троицкая Сергиева лавра основана братьями Стефан и Варфоломей, во иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Так началась история Троице-Сергиевой лавры. Было это по одним данным – в 1337 году, по другим – в 1345 году. Московская область, Сергиево-Посадский р-он, г.Сергиев Посад

    Борисоглебский монастырь в Дмитрове В семнадцатом столетии это была одна из провинциальных, тихих, но крепко стоящих на своих ногах обителей: “В Дмитрове на посаде Борисоглебский монастырь. На монастыре церковь каменная во имя Бориса и Глеба да в приделе Вознесения Господня Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; другая церковь деревянная во имя Покрова Пречистыя Богородицы с трапезою да в пределе святого и всевеликого апостола Ивана Богослова да великого чудотворца Николы. У монастыря двор конюшенный, а в нем живут конюхи. Под монастырем слобода на монастырской земле, в ней бобыли 14 дворов. Да под монастырем же монастырская мельница на речке на Березовце, у мельницы двор мельника”. Московская область, Дмитровский р-он, г.Дмитров

    Использованные материалы http://www.podmoskove.ru http://www.myshared.ru http://www.n-jerusalem.ru/


    Храмы Рязани А в церкви дым висел Густой от ладана, - И заходящими Лучами сильными, И вкось блестящими Столбами пыльными – От солнца – Божий храм Горит и светится… И.С.Аксаков Составила учитель начальных классов Петрухина Е. А., г.Рязань, МБОУ «СОШ №64». Рязанский Кремль

    • В Рязани существует 32 храма.
    • Рязанский Кремль – высокая платформа площадью 26га в форме неправильного четырёхугольника, с трёх сторон окружён реками: Трубеж, Лыбедь, Дунайчик.
    • Рязанский Кремль построен в 12-13в., каменные строения появились в 15в.
    • Рязанский Кремль – уникальный архитектурный ансамбль, единственный в своём роде на территории России.
    Христорождественский кафедральный Собор Рязанского Кремля Построен – конец 14в.- начало 15в. в период правления князя Олега Рязанского. Историки полагают, что подвиг князя на строительство Храма сам преподобный Сергий Радонежский, побывавший в 1385г. в Рязани. Неоднократно перестраивался. Церковь Святого Духа Рязанского Кремля Единственно сохранившаяся постройка Духовного монастыря. Монастырь существовал с 1505 по 1783г. на территории Рязанского Кремля. Уникальная двухшатровая Духовская церковь возведена в 1642г. солигалицким мастером В.Зубовым. Ильинский храм Рязанского Кремля Построен в честь Ильи Пророка. В 1699-1700г. построен из кирпича. В 1806г. была построена колокольня. 3 февраля 2000 года Храм Ильи Пророка был освящён. Церковь Спаса на Яру Рязанского Кремля
    • Украшена пятью серебряными главами.
    • Это Спасо-Преображенская церковь. Построена в 1695г., 17 век.
    Успенский Собор Рязанского Кремля Построен в 1693-1699г. зодчим из крепостных Я.Г. Бухвостовым. Высота Собора - 28м, Ширина – 31м, Длина - 45м Николо-Ямской Храм. Строился на добровольные пожертвования ямщиков. Строительство закончилось в 1788 году. Особенность храма – в нём бил родник. В 1822г. была построена колокольня. В храме находятся мощи Любови Рязанской, родившейся в 1860году. Храм расположен на улице Циалковского. Собор святых Бориса и Глеба, ул. Сенная. Историки считают, что деревянный храм был построен к 1152г., 12в. По документам кирпичный храм построен в 1686-1687г. В ограде Собора находится крест, указывающий место первого погребения. В Соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Церковь Александра Невского Построена в честь выдающегося русского полководца Александра Невского. Строительство завершено в 2005г.; 21 сентября освящена Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. Место расположения – Песочня, ул.Новосёлов. Крестовоздвиженская церковь. Построена в честь Воздвижения Креста Господня. Образована в 2004г., находится в пятом микрорайоне Песочни. Является лишь небольшой частью целого храмового комплекса, главным украшением которого станет храм в честь святителя Василия Рязанского. Богоявленская церковь. Отстроена в камне в 1673 году в честь Богоявления Господня. В строительстве храма большую помощь оказала семья бояр Нарышкиных, в частности Наталья Нарышкина, мать Петра1. Она заказала новые колокола, церковную утварь, ограду. Храм стал одним из богатейших в городе Рязани. В 1873г. был устроен новый иконостас. Церковь расположена в посёлке Борки. Церковь Спаса Преображения Церковь была построена в 1676 году. В камне возведена в 1824г. известным русским архитектором В.П.Стасовым. Храм является одновременно памятником всем воинам, погибшим за Веру и Отечество. Перед воротами стоят две гробницы с землёй со значимых полей сражений времён Великой Отечественной и войны 1812г. Расположена в с.Канищево, ул. Колхозная, д.1а. Покровская церковь. Впервые упоминалась в 1628г. и именовалась Георгиевской. Относилась к Спасскому монастырю г.Рязани. Существующая ныне каменная Покровская церковь построена вместо сгоревшей архимадритом Антонием в 19 веке. Расположена п. Мервино, ул. Советская, д.57а. Церковь иконы Божией Матери «Всецарица». Храм находится при областной больнице имени Семашко, ул. Гагарина, д.3. 12 марта 2012г. чин освящения колоколов. Строилась с 2010г. по июль 2013г. Ныне действующая. Храм Рождества Пресвятой Богородицы
    • Храм находится в посёлке Дягилево, ул.Шаповская, д.70а.
    • Значится в архиве с 1676г. Существующая ныне каменная церковь была построена в 1824году помещиком К. С. Огарёвым.
    Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев Строительство с 2002-2008 г., Московское шоссе. Освящение совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел 12 октября 2008г. Особо почитаемые иконы: Спаса Нерукотворного (конец 19в. – начало20в.); Икона «Державной» Божией Матери; Икона Святых Царственных мучеников. Церковь на Скорбященском кладбище.
    • Церковь построена в камне в 1807 году.
    • В течении многих лет была единственной действующей церковью Рязани.
    • В церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих радость.
    • Расположена – проезд Колхозный, д.20.
    Церковь на Лазаревском кладбище Храм был построен во имя святого праведного Лазаря, 1774 год. О Царь и Бог мой! Слово силы Во время оно Ты сказал, - И сокрушён был плен могилы, И Лазарь ожил и восстал. Расположена на ул.Татарской, д.8. Церковь Вознесения Господня Основана в 1550г. Священником Иоанном Зачатенским. В 1794г. при архиепископе Симоне был построен новый каменный храм. В 1992г. Храм был освящён и 4 июня состоялась первая служба на праздник Вознесение Господня. Церковь расположена на ул.Вознесенской, д.26а. Церковь на Московском шоссе Расположена против магазина «Барс». Святые ворота с надвратной церковью и престолами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святых Петра и Февронии. Храм Иоанна Кронштадтского
    • Городская Роща, ул.Татарская.
    • Обширный кирпичный пятикупольный храм, с колокольней над западной частью.
    • Строительство – с 2008 г. по 2013 г.
    • 14 июня 2014г. Храм освещён Патриархом Всея Руси Кириллом.
    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
    • Построена в 1673г., в камне была построена в 1744 г.
    • Церковь находится на пересечении улиц Затинной и Свободы.
    • Один из старейших храмов Рязани.
    Церковь Входа Господня в Иерусалим.
    • Первое упоминание относится к 1550 г.
    • Деревянная церковь в конце 17 века сгорела во время пожара.
    • Строительство в камне началось в 1679 г. и закончилось в 1684 г.
    • Находится на пересечении улиц Скоморошенской и Затинной.
    Храм Святой Великомученицы Екатерины.
    • Первое упоминание относится к середине 17в.
    • В 1699г. архитектор Бухвостов выстроил новую каменную церковь во имя св.Екатерины.
    • В 1798г. церковь была основательно перестроена
    • Храм расположен на ул. Маяковского, д.48, Центральный рынок.
    Церковь Казанской иконы Богоматери.
    • Была построена в 1803г.
    • Освящена в мае 1806г.
    • Расположена – ул.Голенчинская, д.51.
    • Из истории: село Голенчино – древнее поселение, где жили в основном священнослужители.
    Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейства ближнего прощать И крест тяжёлый и кровавый С Твоею кротостью встречать. Владыка мира, Бог вселенной, Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной В невыразимый смертный час!
  • Выбор редакции
    Пятница:). Не хочется рассказывать о наводнениях, насилии, войнах и наркоманах. Давайте лучше посмотрим на удивительно красивые...

    Опытом делится Алексей Богданов — бывший минский врач, работающий анестезиологом в Великобритании. В Англию я попал практически случайно,...

    Поклонники спорта подразделяются на две неравные группы: спортсменов и болельщиков.Прежде чем заняться тем или иным видом спорта, стоит...

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших...
    Токоограничивающий реактор представляет собой катушку со стабильным индуктивным сопротивлением. В цепь прибор подключен последовательно....
    Бабенко ДарьяРабота посвящена актуальной проблеме – изучению зимующих птиц города Покачи и помощи птицам в зимнее время. Описаны...
    Наши задачи: 1.Выяснить, знают ли учащиеся моего класса фразеологизмы о птицах. 2.Узнать, что символизируют названия некоторых птиц в...
    Мало кто задается вопросом "что такое производство", считая это понятие элементарным. Однако на самом деле это достаточно сложный...
    Адаптация, а также профориентация персонала – это целый комплекс различных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выяснить...