Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций), предусмотренные законодательством. Профессиональные союзы (профсоюзы) В профсоюзном движении выделяют следующие виды


Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации.

Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода, деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональный союз - это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основы создания и деятельности профсоюзов

Различают правовые, организационные, имущественные и внутрисоюзные основы создания и деятельности профсоюзов.

Правовые основы их деятельности урегулированы Конституцией РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон ), другими федеральными законами (например, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и иными ), законами субъектов РФ. В своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться и подзаконными актами (например, Указом Президента РФ от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профсоюзов в условиях перехода к рыночной экономике" ).

Организационные основы создания и деятельности профсоюзов заключаются в добровольном членстве в этих массовых общественных организациях граждан начиная с 14-летнего возраста и в принципах создания и деятельности профсоюзов.

Членами российских профсоюзов (в настоящее время действуют более 100 профсоюзных объединений, крупнейшими из которых являются Федерация независимых профсоюзов России, Соцпроф, Единение, различные независимые профсоюзные объединения, например Независимый профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей и др. ) могут быть осуществляющие трудовую (профессиональную ) деятельность (ст. 2 Закона ):

  1. граждане Российской Федерации, в том числе проживающие вне ее территории;
  2. иностранные граждане, проживающие на территории РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами России;
  3. лица без гражданства (апатриды ) на тех же условиях, что и иностранные граждане.
Порядок вступления в действующий профессиональный союз определяется уставом конкретного профсоюза, который, исходя из положений статей 3 и 4 Закона, в качестве членов может объединять:
  1. работников предприятий, учреждений и организаций, независимо их организационно-правовой формы и формы собственности;
  2. лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  3. пенсионеров, временно неработающих (например, безработных и др. ), состоящих в первичной профсоюзной организации;
  4. военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов налоговой полиции и других федеральных органов исполнительной власти;
  5. иных занятых граждан (например, индивидуальных предпринимателей др. ).
При этом принадлежность или непринадлежность указанных граждан к профсоюзам не должна повлечь за собой какую-либо дискриминацию их прав и свобод, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов России (ст. 9 Закона ).

Законом предусмотрены следующие основополагающие принципы создания и деятельности профсоюзов:

  1. равноправие профсоюзов. Согласно ст. 2 и 4 Закона все профсоюзы пользуются равными правами. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации ), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий;
  2. самоуправление на основе внутрисоюзных норм. Как определено ст. 7 Закона, профсоюзы, их объединения (ассоциации ) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях. Уставы профсоюза или объединения (ассоциаций ) профсоюзов устанавливают их наименование, цели и задачи, организационную структуру, порядок образования, компетенцию и сроки полномочий профорганов, источники образования доходов и иного имущества, порядок их реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации, а также другие вопросы их деятельности;
  3. независимость. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций ), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Вмешательство перечисленных органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав и воспрепятствование их законной уставной деятельности, запрещается (ст. 5 );
  4. законность. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями ), другими общественными объединениями регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов России. Причем, если международными договорами РФ, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 10-ФЗ, то применяются правила международных договоров и конвенций (ст. 6 ). В соответствии с п. 2 ст. 10 в противном случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам ) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до 6 месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта России по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ.

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):
  1. общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  2. общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
  3. межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
  4. межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
  5. территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
Этим же Законом, кроме того, определяются:
  1. территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
  2. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку.

Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.

Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).

Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.

Имущественные основы создания и деятельности профсоюзов

Как определено п. 5 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г., профсоюзы вправе иметь в собственности земельные участки, здания, строения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности. Более того, членство в профсоюзных организациях предполагает и уплату взносов их членами (как правило, для большинства профсоюзов их размер не превышает 1% от заработной платы работников ). При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не являющихся таковыми, работодатель ежемесячно и бесплатно на условиях и в порядке, установленных коллективным договором, соглашением (отраслевым, межотраслевым тарифным соглашением ), перечисляет на счет профсоюза соответственно членские профсоюзные взносы или денежные средства из заработной платы указанных работников (п. 3 и 4 ст. 28 вышеназванного федерального закона ).

Вместе с тем правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюза, первичной профорганизации как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной ) регистрации в Министерстве юстиции РФ или в его территориальном органе по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Данная регистрация имеет заявительный характер, однако при ее отсутствии профсоюзы не приобретают прав юридического лица.

Помимо названного, согласно ст. 28 этого же Федерального закона работодатель в соответствии с коллективным договором, соглашением предоставляет в бесплатное пользование профсоюзам, действующим в организации, необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи. Кроме того, он же вправе передавать профсоюзам в таком же порядке находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты; а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, коллективным договором или соглашением. При этом необходимо иметь в виду, что хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Аналогичные вышеприведенным положениям требования к работодателю по созданию им основ деятельности профсоюзов содержатся и в ст. 232-234 КЗоТ РФ.

Функции профсоюзов

Доминирующей функцией профсоюзов в условиях рыночной экономики является защитная функция. Она заключается в том, что профсоюзы, их объединения (ассоциации ), первичные профорганизации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. ).

Более того, в настоящее время профсоюзы не утратили всегда им присущих социально-экономической и воспитательной функций. В частности, результатом осуществления профсоюзами первой из названных функций является их активное участие как социальных партнеров в согласовании социально-экономических интересов работников и работодателей при заключении генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых ) и других соглашений, а также коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях (см. раздел 5 ). Как показывает сегодняшняя практика профсоюзного движения (например, забастовочное движение шахтеров в 1997-1998 гг. и т.п., в процессе которого в некоторых регионах страны блокировались железные и автомобильные дороги и прочее ), недооценка отдельными профсоюзами социально-экономической функции ведет не только к дисбалансу интересов работников и работодателей, но и к откровенному противостоянию интересов работников различных отраслей экономики страны. Кроме того, реализуя на практике эту функцию, профсоюзы вправе принимать участие в разработке программ занятости населения (п. 1 ст. 12 ), в решении органами исполнительной власти вопросов привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (п. 5 ст. 12 ), через своих представителей - в работе коллегиальных органов управления организаций (ст. 16 ) и т.д.

В условиях демократизации всех сторон жизни нашего общества новый импульс получила и международная функция профсоюзов. Правовые основания для этого определены п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г., согласно которому профсоюзы, их объединения (ассоциации ) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

Права профсоюзов по действующему законодательству

Законодательством о труде профсоюзы наделены значительными полномочиями. Основные их права предусмотрены гл. 2 вышеназванного Федерального закона, ст. 226,227,230-234 КЗоТ РФ и конкретизируются в коллективных договорах, действующих на предприятиях, в учреждениях и организациях. Среди многочисленных классификаций прав профсоюзов существенное значение имеет их дифференциация по следующим признакам: по содержанию этих прав и по способу их осуществления.

По способу осуществления права профсоюзов подразделяются на:

1. непосредственно осуществляемые профсоюзом:

  1. участвуют в мероприятиях по содействию занятости населения;
  2. участвуют в коллективных переговорах, заключают соглашения и коллективные договоры от имени работников предприятия, учреждения, организации;
  3. участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, организуют и проводят забастовки, митинги, демонстрации и другие коллективные действия;
  4. их представители беспрепятственно посещают организации и рабочие места членов профсоюзов;
  5. представляют интересы работников и защищают их социально-трудовые права;
  6. вправе бесплатно получать информацию по социально-трудовым вопросам;
  7. вправе требовать дисциплинарного наказания (вплоть до увольнения ) должностных лиц;
  8. представляют и защищают интересы и трудовые права работников в органах по разрешению трудовых споров;
  9. осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, норм по охране труда;
2. осуществляемые по согласованию с работодателем:
  1. устанавливают систему оплаты труда, форму материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов ) и нормы труда (ст. 83, 84 и 103 КЗоТ РФ );
  2. устанавливают очередность предоставления отпусков, разрешают перенесение отпуска на следующий рабочий год (ст. 73 и 74 КЗоТ РФ );
  3. утверждают графики сменности и вводят суммированный учет рабочего времени (ст. 51 и 52 КЗоТ РФ );
  4. разрешают перевод на другую работу, привлечение к дисциплинарной ответственности и увольнение по инициативе администрации своих представителей и бывших профсоюзных работников (ст. 235 КЗоТ РФ );
  5. применяют поощрения к работникам (ст. 132 КЗоТ РФ );
  6. разрешают увеличить срок испытания до 6 месяцев, увольнения работников по инициативе администрации и применение сверхурочных работ (ст. 22, 35 и 54 КЗоТ РФ );
  7. проводят мероприятия по охране труда;
  8. осуществляют другие права, предусмотренные законодательством;
3. совещательного характера - права профсоюзов, заключающиеся в предоставлении работодателям рекомендаций по вопросам, находящимся в их компетенции, за исключением вышеназванных.

Гарантии деятельности профсоюзов

Наделяя профсоюзы широкими правами, трудовое законодательство предусматривает и действенные гарантии их обеспечения, а именно:
  1. гарантии имущественных прав профсоюзов;
  2. обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и работодателей по сотрудничеству и социальному партнерству с профсоюзами, созданию условий для их деятельности;
  3. наличие государственного контроля за соблюдением прав профсоюзов и ответственности за воспрепятствование их деятельности;
  4. гарантии личных и трудовых прав членов профсоюза:
    1. запрет на дискриминацию граждан в связи с принадлежностью к профсоюзам;
    2. гарантии членам профсоюза, предусмотренные ст. 16 и 35 КЗоТ РФ;
    3. гарантии членам профсоюза, не освобожденным от основной работы, установленные ст. 235 КЗоТ РФ;
    4. гарантии освобожденным профсоюзным работникам, определенные ст. 235 КЗоТ РФ;
    5. гарантии бывшим членам профорганов, предусмотренные ст. 235 КЗоТ РФ.

Понятие и виды трудовых коллективов

Деятельность трудовых коллективов на предприятиях, в учреждениях, организациях определена ст. 235? КЗоТ РФ и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В настоящее время до утверждения Государственной Думой РФ российского закона о трудовых коллективах в части, не противоречащей российскому законодательству, применяется Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".

В вышеназванном Федеральном законе трудовые коллективы определяются как органы общественной самодеятельности граждан, создаваемые по месту их работы. Последующие федеральные законы (например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и другие ) трансформируют данное понятие в "коллективы работников" предприятия, учреждения, организации.

Трудовой коллектив представляет собой объединение всех работников, осуществляющих трудовую деятельность на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

На одном предприятии в зависимости от их структуры могут быть созданы:

  1. трудовой коллектив непосредственно данного предприятия;
  2. трудовые коллективы цеха, отдела, лаборатории и других крупных структурных подразделений;
  3. трудовые коллективы бригад, ферм участков.
В соответствии со ст. 227 КЗоТ РФ трудовые коллективы реализуют свои полномочия через общие собрания (конференции ) трудового коллектива и совета трудового коллектива (СТК ).

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, в том числе по вопросам охраны труда, социального развития предприятия, а также участие работников в прибыли регулируются законодательством РФ, уставом и коллективным договором.

Полномочия трудового коллектива существенно отличаются от полномочий профессиональных союзов.

Полномочия трудовых коллективов

Общие полномочия трудовых коллективов предусмотрены ст. 235? КЗоТ РФ. Их объем не зависит от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия или другой организации.

Помимо КЗоТ РФ полномочия трудовых коллективов в области труда (независимо, от организационно-правовой формы и формы собственности предприятия ) установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ ) "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ и другим законодательством.

Общие полномочия трудового коллектива сводятся к следующему:

  1. он решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его, осуществляет контроль за его выполнением;
  2. определяет перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот из своего фонда;
  3. рассматривает и решает вопросы собственного самоуправления в соответствии с уставом предприятия или другой организации;
  4. определяет и регулирует формы и условия деятельности в организации общественных организаций;
  5. образует комиссию по трудовым спорам предприятия или другой организации с числом работающих не менее 15 человек (ст. 203 КЗоТ РФ );
  6. утверждает правила внутреннего трудового распорядка (ст. 130 КЗоТ РФ );
  7. совместно с работодателем и профсоюзом устанавливает дополнительные трудовые и социально-бытовые льготы для работников (ст. 5 КЗоТ РФ );
  8. выдвигает требования к работодателю по коллективному трудовому спору и объявляет забастовку;
  9. избирает комиссию (уполномоченного ) по социальному страхованию;
  10. решает иные вопросы в соответствии с законодательством о труде и коллективным договором.
Наряду с перечисленными полномочиями трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого доля государства или местного органа самоуправления составляет более 50%, имеет дополнительные полномочия:
  1. рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;
  2. принимает решение о выделении из состава предприятия структурных подразделений для создания нового предприятия;
  3. определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;
  4. участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Профсоюзы как организация трудящихся имеет ряд особенностей:

это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех. Никаких предварительных условий для вступления в ряды профсоюзов нет. Только признание необходимости объединения и связанной с этим товарищеской дисциплины независимо от уровня квалификации, образования, политических взглядов, пола, возраста, национальности;

это организация, которая по своим целям и интересам находится ближе других общественных организаций к экономике, к производству, то есть к решающей сфере приложения творческих сил человека, где реализуются коренные интересы трудящихся.

Профсоюзы кроме защитной роли, выполняют роль индикатора общественного мнения, служат элементом системы обратной связи для государства, позволяющим ему выверять и корректировать свою социально-экономическую политику. Игнорировать профсоюзы, значит минировать социальное поле и ждать общественных взрывов.

Основными направлениями деятельности профсоюзов являются:

Ведение переговоров по поводу размеров заработной платы . Важнейшими методами, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату являются:

    профсоюзы могут ограничивать предложение труда, например, введением высоких иммиграционных барьеров или ограничением трудовой нагрузки и др.;

    профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя повышению ее выше точки равновесия;

    профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труда, например, содействуя установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль.

Ведение переговоров по поводу других денежных и неденежных условий занятости : оплаты отпуска, медицинского страхования, пенсии, гарантии занятости и условий труда.

Регулирование размера минимальной заработной платы.

Регулирование уровня добровольных увольнений, текучести кадров.

Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников, участие в профессиональной переподготовке.

В российском профсоюзном движении выделяют следующие наиболее важные составляющие:

    традиционные (официальные) профсоюзы;

    альтернативные профсоюзы демократической ориентации (Независимый профсоюз горняков);

    локальные профсоюзы – немногочисленные, организационно обособленные в масштабах отдельного города;

    профсоюзы работников негосударственного сектора.

Таким образом, профсоюз является наиболее устойчивой организованной формой социально-экономической связи наемных работников, как правило, одной или смежных профессий, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства на рынке труда их экономических интересов и обеспечение их социальной защиты.

34. Формирование доходов и виды доходов

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль вжизнедеятельности человека определяется тем. что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты рудаработающих лип. доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий,различных пособий

Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашнимихозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства,птицеводства; различных изделий

Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.

Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы

Совокупный доход является основным показателем материальнойобеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимостьнатуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетомналогов и других обязательных платежей, т. е средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен. Тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом:

РРД= (НД-НП) х Jneд. (1)

где НД - номинальные доходы (руб.);

НП - налоги, обязательные платежи (руб.);

J пед - индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).

35. Распределение доходов в обществе, кривая Лоренца, индекс Джини

Доходы.

Обязательные безвозвратные платежи физ л юр лиц, которые поступают в бюджет. Материальной основой доходов госбюджета является перераспределение национального дохода, при этом налоги, гос займы являются инструментами этого перераспределения. Через бюджет и формы соц страхования перераспределяется от 1/3, до 2/3 национального дохода.

В соответствии с принятой классификацией доходы ГБ в РФ подразделяются на 2 группы:

1) текущие доходы (налоговые и неналоговые доходы )

Налоговые доходы - безвозмездные и безвозвратные платежи физ и юр лиц, в том числе штрафы и пени, за нарушение налогового законодательства.

Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам + штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства.

Доходы от продажи излишнего имущества и конфискации товаров.

Капитальные доходы - доходы от продажи основных фондов, гос запасов и резервов земли и т.д.

Кривая Лоренца (lorenz curve ) - график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

На сегодняшний день профсоюз - это единственная организация, призванная в полной мере представлять и защищать права и интересы сотрудников предприятий. А также способная помочь самой фирме контролировать безопасность труда, решать и воспитать у сотрудников преданность предприятию, имеющая возможность научить их производственной дисциплине. Поэтому как владельцам организаций, так и простым рядовым служащим необходимо знать и понимать суть и особенности профсоюза.

Понятие профсоюзов

Профсоюз - это организация, объединяющая сотрудников предприятия для возможности решать возникшие вопросы, связанные с условиями их труда, с их интересами в области

Каждый работник предприятия, на котором есть данная организация, имеет право на добровольной основе вступить в нее. В РФ, согласно закону, иностранные лица и лица, не имеющие гражданства, также могут получить членство в профсоюзе, если это не противоречит международным договорам.

Между тем и создать профсоюз может каждый гражданин РФ, достигший 14-ти лет и осуществляющий трудовую деятельность.

В РФ в законодательстве закреплена первичная организация профсоюзов. Под ней подразумевается добровольное объединение всех ее членов, которые работают на одном предприятии. В ее структуре могут формироваться профсоюзные группы или отдельные по цехам или отделам.

Первичные же профорганизации могут объединяться в ассоциации по отраслям трудовой деятельности, по территориальному аспекту или любому другому признаку, имеющему рабочую специфику.

Объединение профессиональных союзов имеет полное право взаимодействовать с профсоюзами других государств, заключать с ними договора и соглашения, создавать международные ассоциации.

Виды и примеры

Профсоюзы в зависимости от своих территориальных особенностей делятся на:

  1. Общероссийскую профсоюзную организацию, объединяющую в себе более половины сотрудников одной или нескольких профессиональных отраслей, или действующую на территории большей половины субъектов РФ.
  2. Межрегиональные профсоюзные организации, связующие членов профсоюзов одной или нескольких отраслей на территории нескольких субъектов РФ, но менее половины от их общего количества.
  3. Территориальные организации профсоюзов, объединяющие участников профсоюзов одного или нескольких субъектов РФ, городов или других населённых пунктов. Например, Архангельский областной профсоюз авиационных работников или Новосибирская областная общественная организация профсоюза трудящихся в сфере народного образования и науки.

Все организации могут объединяться, соответственно, в межрегиональные ассоциации или территориальные ассоциации организаций профсоюзов. А также образовывать советы или комитеты. Например, Волгоградский областной совет профсоюзов - территориальное объединение областных организаций общероссийских профсоюзов.

Еще одним ярким примером являются ассоциации столицы. Московские профсоюзы объединены Московской Федерацией профсоюзов с 1990 года.

В зависимости от профессиональной сферы, можно выделить профсоюзные организации разных специальностей и видов деятельности трудящихся. Например, профсоюз работников образования, профсоюз медицинских работников, профсоюз артистов, актеров или музыкантов и т. д.

Устав профсоюза

Профсоюзные организации и их объединения создают и устанавливают уставы, свою структуру и органы управления. Они также самостоятельно организуют собственную работу, проводят конференции, собрания и другие подобные мероприятия.

Уставы профсоюзов предприятий, которые входят в структуру общероссийских или межрегиональных объединений, не должны противоречить организаций. Например, обком профсоюзов любого региона не должен утверждать устав, который содержит положения, идущие вразрез с положениями межрегионального профсоюза, в структуре которого находится первая упомянутая организация.

При этом устав должен включать в себя:

  • название, цели и функции профсоюза;
  • категории и группы объединяемых сотрудников;
  • порядок изменения устава, внесения взносов;
  • права и обязанности его членов, условия принятия в членство организации;
  • структуру профсоюза;
  • источники доходов и порядок управления имуществом;
  • условия и особенности реорганизации и ликвидации союза работников;
  • все другие вопросы, касающиеся работы профсоюза.

Регистрация профсоюза в качестве юридического лица

Профсоюз работников или их объединения, согласно законодательству РФ, может быть государственно зарегистрирован в качестве юридического лица. Но при этом это не является обязательным условием.

Госрегистрация проходит в соответствующих органах исполнительной власти по месту нахождения профорганизации. Для данной процедуры представитель ассоциации должен предоставить подлинники или нотариально заверенные копии устава, решений съездов о создании профсоюза, решений об утверждении устава и перечней участников. После чего принимается решение о присвоении статуса юр. лица, а данные самой организации вносятся в единый Госреестр.

Профсоюз работников образования, промышленных трудящихся, работников творческих профессий или подобное объединение любых других лиц могут быть реорганизован или ликвидирован. При этом его реорганизация должна проводиться в соответствии с утвержденным уставом, а ликвидация - с федеральным законом.

Профсоюз может быть ликвидирован, если его деятельность противоречит Конституции РФ или федеральным законам. Также в этих случаях возможна принудительная приостановка деятельности сроком до 12 месяцев.

Правовое регулирование профсоюзов

Деятельность профсоюзов на сегодняшний день регулируется законодательно ФЗ № 10 от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Последние изменения в который были внесены 22 декабря 2014 года.

В данном законопроекте закреплено понятие профсоюза и основных терминов, с ним связанных. А также определены права и гарантии ассоциации и ее членов.

Согласно ст. 4 данного ФЗ его действие распространяется на все предприятия, находящиеся на территории РФ, а также на все российские фирмы, которые есть за границей.

Для законодательного регулирования норм профсоюзных движений в военной отрасли, в органах внутренних дел, в судействе и прокурорстве, органах федеральной службы безопасности, в таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотиков, а также в сфере работы Министерств противопожарной службы, чрезвычайных ситуаций существуют отдельные соответствующие Федеральные законы.

Функции

Основной целью профсоюза, как общественной организации по защите прав трудящихся, является, соответственно, представительство и охрана социально-рабочих интересов и прав граждан.

Профсоюз - это организация, призванная отстаивать интересы и права сотрудников на их рабочих местах, улучшать условия труда рабочих, добиваться достойной оплаты труда, взаимодействуя с работодателем.

Интересами, которые призваны отстаивать такие организации, могут быть решения по вопросам охраны труда, заработной платы, увольнений, несоблюдение трудового кодекса РФ и отдельных касающихся труда законов.

Все вышеперечисленное относится к "защитной" функции данной ассоциации. Еще одна роль профсоюзов - это функция представительства. Которая заключается в отношениях между профсоюзами и государством.

Данная функция - это защита не на уровне предприятия, а в масштабах страны. Так, профсоюзы имеют право участвовать в выборах органов местного самоуправления от лица рабочих. Они могут принимать участие в разработке государственных программ по охране труда, занятости населения и т. д

Для лоббирования интересов сотрудников профсоюзы тесно взаимодействуют с разными политическими партиями, а иногда даже создают собственные.

Права организации

Профсоюзы - это независимые от исполнительной власти и органов местного самоуправления и руководства предприятия организации. Наряду с этим все без исключения такие объединения обладают равными правами.

Права профсоюзов закреплены ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Согласно данному ФЗ, организации имеют право на:

  • защиту интересов трудящихся;
  • внесение инициатив в органы власти для принятия соответствующих законов;
  • участие в принятии и обсуждении законопроектов, предложенных ими;
  • беспрепятственное посещение рабочих мест трудящихся и получение всей социально-трудовой информации от работодателя;
  • ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров;
  • указание работодателю на его нарушения, которые он обязан устранить в течение недели;
  • проведение митингов, собраний, забастовок, выдвижение требований в интересах рабочих;
  • равноправное участие в управлении государственными фондами, которые формируются за счет членских взносов;
  • создание собственных инспекций для контроля условий труда, соблюдения коллективных договоров и экологической безопасности сотрудников.

Профсоюзные организации имеют право обладать таким имуществом, как земельные участки, строения, здания, санаторно-курортные или спортивные комплексы, типографии. А также могут являться собственниками ценных бумаг, вправе создавать и распоряжаться денежными фондами.

В случае если на производстве возникла опасность для здоровья или жизни трудящихся, председатель профсоюза вправе потребовать от работодателя устранения неполадок. А если это невозможно, то прекращения работы сотрудников до ликвидации нарушений.

Если предприятие будет реорганизовано или ликвидировано, вследствие чего ухудшатся условия труда сотрудников, или трудящиеся будут сокращены, руководство компании обязано сообщить об этом в профсоюз не позднее трех месяцев до данного события.

За счет фонда социального страхования профессиональные ассоциации могут проводить оздоровительные мероприятия для своих членов, отправлять их в санатории и пансионаты.

Права работников, вступающих в профсоюз

Конечно, в первую очередь профсоюзы необходимы работникам предприятий. С помощью данных организаций, вступив в них, сотрудник получает право:

  • на все предусмотренные коллективным договором льготы;
  • на содействие профсоюза в решении спорных вопросов по заработной плате, отпускам, повышении квалификации;
  • на получение бесплатной правовой помощи, если таковая необходима в суде;
  • на содействие профсоюзной организации по вопросам повышения квалификации;
  • на защиту в случае несправедливого увольнения, невыплат при сокращении, возмещения от причиненного вреда на производстве;
  • на помощь в получении путевок в пансионаты и санатории для себя и членов своей семьи.

Российским законодательством запрещается дискриминация по принадлежности к профсоюзам. Т. е. не имеет значения, сотрудник предприятия - член профсоюза или нет, его права и свободы, гарантируемые Конституцией, не должны быть ограничены. Работодатель не вправе увольнять его из-за невступления в профсоюз или принимать на работу с условием обязательного его членства.

История создания и развития профессиональных объединений в России

В 1905-1907 годах, во время революции, в России появились первые профсоюзы. Стоит отметить, что на это время в странах Европы и Америки они уже существовали достаточно давно и при этом основательно функционировали.

До революции в России же существовали стачечные комитеты. Которые постепенно переросли и были переформированы в объединение профсоюзов.

Датой основания первых профессиональных ассоциаций принято считать 30.04.1906 года. В этот день прошло первое собрание Московских рабочих (металлистов и электриков). Хотя уже до этой даты (6.10.1905 г.) на первой Всероссийской конференции профсоюзов было сформировано Московское бюро уполномоченных (Центральное бюро профсоюзов).

Все действия в период революции проходили нелегально, в том числе и вторая Всероссийская конференция профсоюзов, которая состоялась в Петербурге в конце февраля 1906 года. До 1917 года все профобъединения угнетались, громились самодержавной властью. Но после ее свержения для них начался новый благоприятный период. Тогда же появился и первый обком профсоюзов.

Третья Всероссийская конференция профсоюзов состоялась уже в июне 1917 года. На ней был избран Всероссийский центральный совет профсоюзов. Этого дня и начался расцвет рассматриваемых объединений.

Профсоюзы России после 1917 года стали выполнять ряд новых функций, в которые входили забота о росте производительности труда и повышении уровня экономики. Считалось, что такое внимание к производству и есть в первую очередь забота о самих трудящихся. Для этих целей профсоюзы стали проводить различного рода соревнования среди рабочих, вовлекая их в трудовой процесс и прививая им производственную дисциплину.

В 1918-1918 годах были проведены первый и второй Всероссийские съезды профсоюзов, на которых курс развития организации был изменен большевиками в сторону огосударствления. С этих пор, вплоть до 50-70-х годов профсоюзы России резко отличались от существовавших на Западе. Теперь они не защищали права и интересы работников. Даже вступление в данные общественные организации перестали быть добровольным (носили принудительный характер).

В отличие от западных аналогов, структура организаций была такова, что объединялись все рядовые работники и руководители. Это привело к полному отсутствию борьбы первых со вторыми.

В 1950-1970 годах были приняты несколько правовых актов, которые наделяли профсоюзы новыми правами и функциями, давали им большую свободу. И уже к середине 80-х организация имела устойчивую, разветвленную структуру, которая была органично вписана в политическую систему страны. Но при этом был очень высокий уровень бюрократизма. И в связи с большим авторитетом профсоюзов, многие его проблемы умалчивались, мешая развитию и совершенствованию данной организации.
Между тем политики, воспользовавшись ситуацией, внедряли в массы свои идеологии благодаря мощным профсоюзным движениям.

В советские годы профессиональные объединения занимались проведением субботников, демонстраций, соревнований и кружковой работой. Они распределяли путевки, квартиры и другие материальные блага, данные государством, между работниками. Своего рода являлись социально-бытовыми отделами предприятий.

После перестройки в 1990-1992 годах профсоюзы приобрели организационную самостоятельность. К 1995 году они уже устанавливали новые принципы работы, которые были изменены с появлением демократии и рыночной экономики в стране.

Профсоюзы в современной России

Из выше упомянутой истории создания и развития профессиональных ассоциаций можно понять, что после того, как распался СССР, и страна перешла на демократический режим управления, люди стали массово покидать данные общественные организации. Они не желали состоять в бюрократичной системе, считая ее бесполезной для собственных интересов. Влияние профсоюзов сошло на нет. Многие из них были полностью распущены.

Но к концу 90-х профсоюзы стали вновь образовываться. Уже по новому типу. Профсоюзы России сегодня - это организации, не зависящие от государства. И старающиеся выполнять классические функции, близкие к западным аналогам.

Также в России есть и такие профсоюзы, которые близки по своей деятельности к японской модели, согласно которой организации помогают наладить отношения между работниками и руководством, при этом не исключительно защищая интересы сотрудников, а пытаясь найти компромисс. Такие отношения можно назвать традиционными.

При этом и первые, и вторые виды профсоюзов в РФ совершают ошибки, тормозящие их развитие и искажающие положительный результат их работы. Таковыми являются:

  • сильная политизированость;
  • настроенность на враждебность и конфронтацию;
  • аморфность по своей организации.

Современный профсоюз - это организация, слишком много времени и внимания уделяющая политическим событиям. Они любят быть в оппозиции действующей власти, забывая при этом о повседневных небольших трудностях трудящихся. Часто лидеры профсоюзов для того, чтобы поднять свой авторитет, специально устраивают забастовки и митинги работников, без особых на то причин. Что, несомненно, плохо отражается как на производстве в целом, так и на сотрудниках в частности. Ну и, наконец, внутренняя организация современных профессиональных ассоциаций далеко не идеальна. Во многих из них нет единства, часто меняется руководство, лидеры, председатель. Встречаются нецелевые использования профсоюзных фондов.


В традиционных организациях есть еще один существенный минус: люди вступают в них автоматически при приеме на работу. Вследствие чего сотрудники предприятий совершенно ничем не интересуются, не знают и не отстаивают собственные права и интересы. Сами профсоюзы не решают возникших проблем, а существуют только формально. В таких организациях их лидеры и председатель профсоюза выбираются, как правило, руководством, что мешает объективности первых.

Заключение

Рассмотрев историю создания и изменения профсоюзного движения в РФ, а также права, обязанности и особенности этих организаций на сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что они играют существенную роль в социально-политическом развитии общества и государства в целом.

Несмотря на существующие проблемы функционирования профсоюзов в РФ, данные ассоциации, несомненно, важны для страны, стремящейся к демократии, свободам и равенству ее граждан.

Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР). Уже в начале 90-х они не играли серьезной роли в политической жизни и не имели влияния на процессы принятия решений. Они сохранили материальную базу советской профсоюзной системы, но численность их членов упала, т.к. люди выходили из профсоюза, а профсоюз представлял скорее интересы администрации, чем работников, люди не хотели платить членские взносы, переходили в альтернативные организации и т.п. Тем не менее, люди оставались потому, что хорошо помнили о роли профсоюзов в советское время. Кроме того, профсоюзы постарались сохранить за собой распределительную функцию, на основе налаженных связей в сфере торговли и услуг.

Старые профсоюзы не обладали ни властью, ни капиталом, они уже не могли мобилизовать наемных работников на какие-либо активные действия.

В начале и середине 90-х годов права работников нарушались постоянно при увольнениях, при заключении и выполнении трудовых договоров. Масштабный характер приобрели невыплаты заработной платы. Иски в суд принимались с нарушениями, администрация предприятий информировалась о том, кто их подал. Суд также не был защищен от давления, а его решения не исполнялись, т.к. заработная плата не выплачивалась, незаконно уволенных работников сокращали после восстановления и т.п. .

Большинство входящих в ФНПР профсоюзов не могли нарушить сложившиеся отношения с администрацией, и могли действовать, не выходя за рамки, определенные трудовым законодательством. Получить разрешение на забастовку было так же нереально, как и выиграть судебный процесс. Добиться поддержки работников, сохраняя лояльность к власти и администрации и действуя в рамках закона, не удалось.

Традиционные профсоюзы в этот период начали активные поиски новой социальной базы. Они декларировали и продолжают доказывать свою причастность к разрешению различных проблем, включая экологические, и объявляют себя защитниками интересов не только работников, но и всего населения.

Следующей формой организации работников являются альтернативные (свободные) профсоюзы, которые, в отличие от традиционных, в большинстве случаев сначала были формой самоорганизации работников, объединившихся для защиты своих насущных интересов. В течение первого десятилетия XX века новые организации постоянно появлялись и исчезали. Некоторые из них существовали не более двух лет .

Первые такие альтернативные профсоюзные организации появились в результате стихийного забастовочного движения конца 80-х годов. Самыми известными стали Независимый профсоюз горняков (НПГ) и Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД).

Эти профсоюзы отказались от универсального членства, не принимали руководителей предприятия и даже специалистов. Они объединяли определенные группы работников, например, рабочих проходческих участков в угольной промышленности, авиадиспетчеров и летный состав авиатранспорта и т.д. Эти группы отвечали за выполнение какой-либо функции предприятия, жизненно важной для экономики и общества в целом. Например, шахтерская забастовка означала перебои в энергосистеме и приостановку деятельности металлургической промышленности. Забастовка машинистов и диспетчеров могла полностью парализовать железнодорожное и воздушное сообщение, имеющее ключевое значение для огромной страны и т.п. Именно такой способ организации и мобилизации активистов давал новым профсоюзам силу и реальную возможность влияния на принятие решений.

Эти новые профсоюзы начали использовать механизм коллективных договоров. Форма переговоров стала уже принципиально другой и представляла собой открытый и равноправный диалог, вместо прежних и традиционных закрытых обсуждений с преимуществом и давлением администрации. Несогласие с требованиями новых профсоюзов или невнимание к ним оборачивались для работодателя забастовками и акциями протеста.

Лидеры альтернативных профсоюзов подвергались преследованиям и насилию. Традиционные профсоюзы объединялись с администрацией и во многих случаях действовали совместно с ней против альтернативных профсоюзов. Совместных акций традиционных и альтернативных профсоюзных организаций по защите прав работников не проводилось.

В отличие от традиционных профсоюзов, у них не было нормальных условий для работы, помещений, средств связи, оргтехники. Кроме того, они не умели управлять организационными ресурсами, т.е. в отличие от бюрократических традиционных профсоюзов, не могли обеспечить выполнение собственных решений, правильно вести бухгалтерский учет, наладить делопроизводство, учет членства и т.п.

В середине 90-х годов уже эти результаты работы альтернативных профсоюзов во многих случаях были перехвачены традиционными профсоюзами, например, Росуглепроф, став коллективным членом ФНПР, присвоил себе заслугу подписания тарифного соглашения и ряд других достижений альтернативного НПГ

В этот же период некоторые альтернативные профсоюзы, например, авиадиспетчеров, были институционализированы, признаны работодателями в качестве партнеров и фактически утратили свою альтернативность.

Другие альтернативные профсоюзы первой волны, как, например, НПГ, просто потеряли свое влияние, поскольку не смогли решить проблемы невыплат заработной платы и незаконных увольнений.

В ответ на это возникла новая волна рабочего движения. Стали создаваться стачечные комитеты, которые нигде официально не регистрировались и юридически не подлежали привлечению к ответственности. В акциях совместно участвовали работники бюджетных организаций - учителя, врачи, рабочие промышленных предприятий. Во многих случаях стачку начинали учителя и врачи, которые затем мобилизовывали шахтеров, промышленных и транспортных рабочих. Одной из таких акций была «рельсовая война» 1998 года, во время которой рабочие перекрывали главные железнодорожные магистрали.

Это создало условия для возникновения еще одной, третьей волны деятельности альтернативных профсоюзов. Стачкомы обычно распадались после того как их требования удовлетворялись. В конце 90-х годов альтернативные профсоюзы были уже малочисленными. Они создавались и на промышленных предприятиях, и в бюджетных организациях, в больницах, школах, например, независимый профсоюз ВАЗа, учительские профсоюзы Новосибирска и др .

Их особенность была в том, что эти профсоюзы не могли быть массовыми в силу оппозиционности администрации предприятий. Участие в них было рискованным. Но, несмотря на это, альтернативным профсоюзам третьей волны часто удавалось заставить работодателей считаться с их требованиями. Их лидеры и активисты, как правило, были юридически грамотны, активно участвовали в профсоюзных учебных программах и успешно использовали полученные знания в переговорах с директоратом предприятий и властными структурами .

Профсоюзное образование в этот период становится уже важным ресурсом альтернативных профсоюзов после того, как государство и работодатели ощутили угрозу со стороны стихийного рабочего движения. Основной формой действий становятся уже иски в суд, многие из которых удалось выиграть.

Профсоюзы компаний - это еще одна форма современных профсоюзов в рамках крупных корпораций - «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др. Профсоюзы таких компаний, по сути, выполняют функции социального страхования, а также других функций, свойственных в прежнее время советским профсоюзным организациям. Например, профессиональный союз «ЮКОСа» организовал аналог социалистического соревнования на предприятиях компании. Создание таких подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные проблемы и демонстрировать западную модель трудовых отношений, что крайне важно для работы с западными партнерами.

Термином «социальное партнерство» применительно к профсоюзному движению обычно обозначают согласование интересов наемных работников, государства и работодателей на всех стадиях принятия и реализации решений, которые в какой-либо степени касаются этих интересов.

Партнерство осуществляется посредством сформировавшегося на Западе в течение прошлого столетия механизма трипартизма . Термин трипартизм означает, что процесс согласования интересов, регулирование социально-трудовых отношений, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. должен происходить при обязательном участии работодателей, представленных их объединениями, профсоюзов как представителей наемных работников и государства, от имени которого выступает правительственная администрация, отраслевые министерства и ведомства. Трипартизм предполагает также наличие законодательной базы, организационных структур разных уровней, установленных процедур взаимодействия.

В 1991 г. был принят Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Затем был принят ряд федеральных законов - «Закон о профсоюзах», «Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Закон о коллективных договорах и соглашениях» и др. и Трудовой кодекс РФ .

На федеральном уровне 1992 г. впервые была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК). Задачи, состав и численность комиссии постоянно уточнялись. В 1999 г. Комиссии был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России. Согласно федеральному закону о Российской трехсторонней комиссии количество членов каждой из сторон (федеральной власти, работодателей и профсоюзов) не может превышать 30 человек. Кроме того, были созданы отраслевые тарифные комиссии, в регионах и в муниципалитетах действуют региональные и территориальные трехсторонние комиссии, а на предприятиях - двухсторонние комиссии (профсоюз и администрация предприятия) .

Все перечисленные комиссии должны разрабатывать и принимать соглашения, регламентирующие отношения наемных работников и работодателей (на предприятиях - коллективные договоры), а также контролировать выполнение этих соглашений и договоров.

Правительство посредством участия в трехсторонней комиссии рассчитывало ослабить давление протестного движения, однако этого достичь не удалось. В конце 90-х годов РТК так и не смогла решить проблему невыплат долгов по заработной плате, что только усилило существовавшее в стране социальное напряжение. В результате правительство сократило функции РТК как органа социального партнерства на федеральном уровне. Она была лишена права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально-трудовых отношений, делать заключения о целесообразности регистрации международных правовых норм и т.д. В итоге комиссия была отстранена от непосредственного подписания Генерального соглашения.

В начале 90-х годов российский трипартизм был чисто символической, демонстрационной моделью социального партнерства, созданной правительством по западным образцам. К концу 90-х годов под влиянием протестного рабочего движения эта модель начинает реально функционировать.

профсоюз иностранный институционализация трудовой

Выбор редакции
Система оценки качества образовательных услуг Рабочая тетрадь для слушателей стажерской практики МБОУ «Средняя общеобразовательная...

Для определения эффективности производства и его рентабельности, применяют формулу расчета производительности труда. Исходя из полученных...

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»Цели: 1. Ввести слушателей в круг основных понятий, принципов и проблем управления организацией. 2. Помочь...

ВВЕДЕНИЕ1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ1.1 Понятия, характеризующие строение организации1.2 Состав и...
8 Марта - самый долгожданный праздник для всех женщин планеты. Обычно вниманием не обделяются даже маленькие девочки, которые вместе со...
12 мая – день медицинской сестры. История возникновения праздника «День медицинской сестры» уходит в начало 19 века, 12 мая родилась...
Различного рода публикации в прессе вызывает работа «медицинский представитель». Отзывы о ней неоднозначны. Обычная сфера работы этого...
Для украшения вашего дома к Новому Году 2019 можно нарисовать яркий плакат с новогодней тематикой и поздравлениями. На таком плакате...
2. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции? Дифференциация -...