Аркадий швец. Аркадий дмитриевич швецов


В январе 2017 года в рамках фотопроекта "Сводите девушку в музей" (подробности в конце поста) в три захода прошли съемки в Музее авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума имени А.Д.Швецова. С наскока взять этот музей не получилось, но оно и к лучшему, это позволило нам развернуться на всю катушку и привлечь в команду много интересных и удивительных людей.
Создателем музея является Галина Олеговна Смагина - инженер-пилот, командир корабля, автор пяти мировых рекордов на дальность и на скорость по замкнутому маршруту, в данный момент преподаватель техникума. Именно благодаря Галине Олеговне и ее коллегам стали возможны эти интересные съемки.

В музей мы отправились с Настей Шумиловой студенткой юридического факультета Пермского государственного университета. Настя девушка волевая, спортсменка, занимается легкой атлетикой, все везде успевает и с ней было одно удовольствие работать. Но обо всем по порядку.

Когда мы первый раз попали в музей в Перми стояли морозы перемежающиеся со снегопадами. Как раз в один из таких дней удалось сделать фотографию фасада техникума с пролетающими хлопьями снега. Зданию техникума в этом году исполнится 144 года.

Войдя в просторный холл техникума сразу понимаешь, что здание это не простое, а с историей. 20 июля 1873 года городской голова Перми Иван Иванович Любимов внес в городскую думу предложение об основании в Перми реального училища и присвоении ему названия Алексеевского. И.И.Любимов пожертвовал для училища свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание.
12 сентября 1876 года Пермское Алексеевское реальное училище было торжественно открыто.


Пермское Алексеевское реальное училище в июле 1917 года было преобразовано в техническое училище, в 1920 году - в политехникум, в 1921 году в практический институт, в мае 1923 года опять в политехникум, с марта 1925 года было переименовано в индустриальный техникум, и находилось в ведении Народного комиссариата Тяжелой Промышленности (НКТП) СССР. Приказом НКТП СССР от 02 марта 1935 года № 253 Учреждение было передано в НКАП СССР и переименовано в авиационный техникум.
В 1953 году Учреждению было присвоено имя Аркадия Дмитриевича Швецова. С 1992 года Учреждение находилось в ведении Госкомоборонпрома России (позднее - Миноборонпром России).
С 1998г. по 21.08.2003 года полное наименование техникума - Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. Учредитель - Министерство образования Российской Федерации.
В техникуме помимо музея авиации есть и Музей истории техникума , но о нем в другой раз. А сейчас мы с Настей поднимаемся по широкой лестнице к барельефу А.Д.Швецова

Отсюда начнется наша экскурсия по музею.
Аркадий Дмитриевич Швецов (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).
Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова, как интересно распорядилась судьба), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).
Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».
В 1925—1926 годах под руководством Швецова был разработан 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.


Прежде чем отправиться дальше, предоставим слово Насте.
- Я от природы активный человек. Всегда за участие в различных интересных проектах.
Когда поступило предложение поучаствовать в проекте "Сводите девушку в музей" не раздумывая согласилась. Считаю, что молодежь должна ходить по музеям, интересоваться историей.
Почему пошла именно в авиационный музей?... Лично для меня это что то новое, неизведанное, если можно так сказать.

От барельефа А.Д.Швецова мы через запутанные коридоры, переходы и аудитории отправляемся в музей авиации где нас уже ждет Галина Олеговна с коллегами. Чай пить некогда, начинаем осматривать уникальные экспонаты в первом зале, посвященном авиации. Прямо у входа под потолком висит купол парашюта. Настя осматривает укладку запасного парашюта и держит в руках нож-стропорез

Пройдя мимо витрины с моделями самолетов времен Второй мировой войны обращаем внимание на антенну бортового радиолокатора РОЗ-1 самолета Ту-134. Именно этот самолет пилотировала Галина Олеговна.

Гермошлем, подаренный музею летчиками 764 ИАП (Большое Савино)

Модельки самолетов

Ой, кажется что-то отпало...

Двигатель ГТД-350 к вертолету Ми-2

Мощность двигателя 294 (394) кВт, а масса 139,5 кг. Два таких двигателя разгоняли вертолет Ми-2 до скорости 210 км/час и вертолет мог перевозить 10 пассажиров и одного пилота.

Навигационный приборы авиагоризонт и гирокомпас

Приемники воздушного давления и антенны различных воздушных судов

Тормозное колесо самолета Ан-24 в разрезе. Хорошо видна сложная система многорядных колодок

Ну а это один из самых интересных экспонатов - манекен одетый в высотный противоперегрузочный костюм и сидящий в катапультном кресле К-36 пилота истребителя МиГ-25

Ну как тут не пофотографироваться и не поразглядывать детали. Не в каждом музее есть такой экспонат


Не знаю зачем нужны такие цилиндры по бокам катапультного кресла (ограничители?) и что расположено в столь массивном подголовнике? Парашют?

Вспомогательная силовая установка к двигателю АИ-85

Судя по куртке это костюм пилота вертолета

А вот это костюм стюардессы Пермских авиалиний 80-х годов прошлого века. К нему мы еще вернемся

Легендарная швецовская "звездочка" - пятицилиндровый двигатель М-11 от По-2 (У-2).

Костюм пилота для полета в открытой кабине По-2.

По улицам Перми многие годы ходил крепкого сложения высокий человек, с виду немного хмурый, а в действительности радушный и доброжелательный. Порою его видели в штатском костюме, порою в генеральском мундире. Этого человека можно было встретить везде: на концерте и в театре, в музее и на набережной Камы. Но главная его дорожка вела на моторостроительный завод, где он возглавлял конструкторский коллектив. Это был Аркадий Дмитриевич Швецов, первый в Перми Герой Социалистического Труда, первый доктор технических наук и лауреат высших премий государства.

Источник фотографии — ОАО «Авиадвигатель»

А.Д. Швецов родился в 1892 году в Нижнесергинском заводе на Урале. Окончил реальное училище в Перми и Высшее техническое училище в Москве. В 20-х годах увлекся созданием авиационных двигателей и в дальнейшем стал основателем школы конструкторов авиамоторов воздушного охлаждения.

Его трудовая деятельность началась на моторостроительном заводе с усовершенствования лицензионного мотора, который выпускал завод в 1930-е годы. Однако Аркадий Дмитриевич хотел создать принципиально новую конструкцию мотора. После долгих поисков пришел успех. В начале 1939 года на совещании по вопросам авиационной промышленности, которое проходило в Кремле, Швецов докладывал о так называемой двухрядной звезде. Суть заключалась в следующем: размещенные по лучам двух одинаковых звезд, цилиндры задней звезды вписывались в интервалы между цилиндрами передней звезды, тем самым обеспечивалось равномерное воздушное охлаждение. В короткоходовом варианте конструктор решил уменьшить лобовую площадь двигателя и для этого снизить высоту цилиндров. Чтобы не пострадала мощность, он задумал увеличить подачу топлива в цилиндры, повысив таким образом число оборотов.

Эта конструкторская идея Швецова открывала замечательные перспективы. Такой двигатель позволял выбрать наилучшие формы фюзеляжа, то есть решительно уменьшить лобовое сопротивление самолета. А это значило повысить скорость! То, над чем бились в конструкторских центрах многих стран мира, в одном из вариантов было решено в Перми. Новый двигатель мог развить мощность до 1700 л.с. Это была весомая заявка на большие высоты. Двигатель получил марку М-62 и за месяц до начала Великой Отечественной войны прошел испытания.

Автор фотографии — VargaA

Двухрядной звездой Швецова заинтересовался Андрей Николаевич Туполев. Он создал двухмоторный бомбардировщик с двигателем водного охлаждения, но, как только появился новый двигатель, Туполев заменил им старую силовую установку. Скоростной бомбардировщик был принят на вооружение.

Вскоре Швецов узнал о замысле ученика Туполева Владимира Михаиловича Петлякова, который решил модифицировать скоростной четырехмоторный бомбардировщик, созданный некогда на основе одного из туполевских самолетов. Петляков хотел повысить скорость и увеличить дальность полета, для чего собирался поставить на свою машину двухрядную звезду. Эту идею осуществили коллеги Петлякова после его гибели. Пе-8 был принят на вооружение.

Авиакоиструктор Семен Моисеевич Лавочкин также использовал двигатель Швецова и представил на государственные испытания истребитель Ла-5 с двухрядной звездой. Лавочкин выбрал модифицированный вариант двигателя. Во время испытаний машина показала себя превосходно: высокая скорость, хороший вертикальный маневр — вот что отличало новый истребитель. Звездообразный двигатель был менее других уязвим для пулевых и осколочных попаданий и весьма основательно прикрывал летчика. На новом истребителе летчики смело шли в лобовые атаки. Своими скоростными данными он превосходил немецкий серийный Ме-109Г почти на 50 км/ч.


Автор фотографии — Mike1979 Russia

Следующий двигатель М-82ФН оказался еще мощнее, при этом габариты его остались прежними. Это способствовало скорейшему внедрению установки в серийное производство: не требовалась коренная переделка самолета.

С виду очень похожий на своих предшественников, новый двигатель отличался в самом главном: он не имел карбюратора, вместо него была установлена аппаратура непосредственного впрыска горючего в цилиндры. Одновременно конструктор улучшил системы всасывания и охлаждения головок цилиндров, повысил надежность важнейших элементов. Это обусловило высокую мощность 1850 л. с, что превосходило все прежние моторы Швецова. Так получил фронтовую прописку замечательный истребитель Ла-5ФН.

В 1944 году за создание моторов Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Суворова и ему присвоили звание генерал-майора. Двигатели Швецова официально «оформились» в семейство АШ после того, как он стал генеральным конструктором и созданные им моторы получили его имя. Это семейство многодетное: АШ-11, АШ-25, АШ-62, АШ-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-2… Последний был уже с четырехрядной звездой и имел мощность 4500 л.с. Конечно, в век реактивной техники на смену моторам Швецова пришли другие конструкции, однако семейство АШ и его создатель — ярчайшая страница в истории отечественной авиации.


Автор фотографии — smirnov-prm

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы А.Д. Швецов умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. Пермяки хорошо знают и помнят своего земляка. Его имя носят авиационный колледж и одна из улиц города.

А.Д. Швецов родился в 1892 году в пос. Нижнесергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, в семье заводского учителя. В семье Швецовых было семеро детей, все они получили домашнее образование. Особым прилежанием в учении выделялся Аркадий. Он очень рано пристрастился к чтению. После одиннадцати лет учительства на заводах глава семейства Швецовых, Дмитрий Степанович, переехал с семьей в Пермь, поскольку подошло время отдавать в учение старших детей.

Летом 1901 г. Аркадий Швецов был зачислен в приготовительный класс Пермского Алексеевского реального училища. 5 июня 1908 г. ему был выдан аттестат о среднем образовании. В Государственном архиве Пермской области хранится дело канцелярии Пермского Алексеевского реального училища о производстве испытаний учеников 6-го класса в 1908 г. Аркадий Швецов обнаружил следующие успехи в предметах реального курса: поведение – 5, Закон Божий – 4, русский язык – 3, немецкий язык – 3, французский язык – 5, география – 3, история – 3, математика – 3, естественная история – 4, физика – 4, рисование – 4, черчение – 4, прилежание – 3, внимание – 4, пропущенных уроков – 74.

Летом 1909 г. Аркадий приехал в Москву и поступил на механическое отделение Высшего технического училища, уже тогда имевшего славу замечательной школы русских механиков. В конце 1911 г. умер Дмитрий Степанович, отец Швецова, и Аркадий предложил матери с младшими детьми переехать в Москву. Он взял на себя материальные заботы о семье: днем работал чертежником на заводе, корректором в типографии, а вечера просиживал над учебниками. И все же денег не хватало. Швецову пришлось на время оставить учебу. В это время у него зародился страстный интерес ко всему, что связано с авиацией. Он поступил на завод «Динамо» токарем, где раскрылся как конструктор станочных приспособлений. В начале 1917 г. руководство завода предложило ему место техника-конструктора.

В Москве Аркадий Дмитриевич обрел личное счастье: он женился, в 1914 г. родился сын Владимир.

Швецов безоговорочно принял Октябрьскую революцию, а его мать, Евдокия Моисеевна, даже вступила в партию большевиков. Весной 1918 г. Евдокия Моисеевна встретилась с Надеждой Константиновной Крупской и по ее рекомендации была принята на работу в редакцию нового журнала для домохозяек.

Аркадий Дмитриевич тем временем вновь взялся за учение. Не оставляя работу на заводе, он изучал курс Высшего технического училища и в 1921 г. получил диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания. Швецову исполнилось тридцать лет, когда ему предложили возглавить техническое бюро на авиационном заводе «Мотор». Это было началом того, что стало делом всей его жизни.

В 1922 г. Швецов приступает к работе по созданию русского авиационного мотора. Еще через год он возглавил технический отдел завода «Мотор» и закончил работу по созданию М-8-РАМ. Но Аркадий Дмитриевич видел, что будущее за моторами с воздушным охлаждением. Мысль о новом двигателе, который отвечал бы перспективным инженерным принципам, возникала еще во время работы над РАМом (русским авиационным мотором).

11 февраля 1924 г. А.Д. Швецова назначили главным инженером авиазавода «Мотор». В 1926 г. конструкторской группе под руководством Швецова удалось создать пятицилиндровый звездообразный двигатель с воздушным охлаждением, который стал первым серийным авиамотором отечественной конструкции. Стосильный мотор был удивительно прочным, хотя отличался компактностью и весил всего полтораста килограммов. Этот двигатель Швецова получил марку М-11 и был установлен на самолетах По-2 (У-2), АИР-6, Ут-2, Як-18 и др. Впоследствии было выпущено несколько модификаций мотора: М-11А, М-11Б, М-11В, М-11Г и др. Швецов получил известность как талантливый конструктор авиамоторов с воздушным охлаждением. В 1927 г. выпущенный под руководством Швецова двигатель М-22 привлек внимание авиаконструктора А.Н. Туполева. Был построен опытный истребитель АНТ-5, который поступил в серийное производство.

В 1931 г. и в 1933 г. Швецов с группой специалистов авиапрома был командирован в Соединенные Штаты Америки для ознакомления с опытом авиационных фирм. После возвращения Аркадия Дмитриевича в 1934 г. правительство приняло решение направить его главным конструктором на новый моторостроительный завод в г. Пермь. В июле 1935 г. первый пермский мотор М-25 отлично выдержал государственные испытания. Этот двигатель был установлен на истребителе И-15, созданном авиаконструктором Н.Н. Поликарповым. Его с полным правом называли одним из лучших истребителей в мире. Это было подтверждено на международной авиационной выставке, которая проходила в 1935 г. в Италии.

В 1939 г. в советской авиации был широко распространен швецовский девятицилиндровый двигатель М-63. Но он никак не мог сравниться с новым мотором АШ-82, который по мощности значительно превосходил однотипный американский «Райт-Циклон».

В августе 1939 г. жена Аркадия Дмитриевича трагически погибла в железнодорожной катастрофе. Несмотря на личную драму, Швецов как руководитель опытно-конструкторского бюро в преддверии возможной войны с фашистской Германией стремился форсировать работу над АШ-82, поскольку понимал, что предстоящая война станет гигантской схваткой моторов.

Осенью 1940 г. за большой научно-технический вклад, внесенный в создание авиадвигателей, Высшая аттестационная комиссия присудила Швецову без защиты диссертации ученую степень доктора технических наук. Сын Аркадия Дмитриевича, Владимир, пошел по стопам отца – в это же время он закончил моторостроительный факультет авиационного института и получил диплом инженера.

В мае 1941 г. двигатель АШ-82 прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство. Этот мотор принес конструкторскому бюро Швецова всесоюзную славу. Многие самолеты с двигателями Швецова сражались на фронте: высокоманевренный истребитель И-15, прославившийся еще на Халхин-Голе, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8. В 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения А.Д. Швецову присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия первой степени.

В 1940-е годы Швецовым был разработан целый ряд поршневых двигателей воздушного охлаждения семейства АШ, мощность которых последовательно возрастала: АШ-62ИР, установленный на самолетах Ли-2, Ан-2; АШ-82, АШ-82ФН для истребителей Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиков Ту-2, Пе-8, пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14.

В 1946 г. Аркадий Дмитриевич был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Кунгурскому избирательному округу. В 1950 г. он во второй раз был избран депутатом Верховного Совета СССР.

Люди обращались к депутату А.Д. Швецову со своими проблемами и бедами: были просьбы об оказании материальной помощи, о лечении, о выделении бензина, транспорта, мотоколясок для инвалидов. Швецов старался помочь всем. В Государственном архиве Пермской области имеется личный фонд А.Д. Швецова, который содержит документы, освещающие его депутатскую деятельность – письма Аркадию Дмитриевичу от граждан, переписка Швецова с Молотовским облисполкомом и другими организациями по вопросам депутатской деятельности.

В январе 1952 г. Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Помимо этой награды, список орденов А.Д. Швецова включает в себя пять орденов Ленина, орден Кутузова первой степени и Суворова второй степени, четыре Государственные премии (1942, 1943, 1946, 1948 гг.) и еще четыре медали.

Огромные нагрузки и колоссальное напряжение не могли не сказаться на здоровье конструктора, и 19 марта 1953 г. сердце А.Д. Швецова остановилось. Его именем в г. Перми названа улица и авиационный техникум, расположенный в здании бывшего Алексеевского реального училища, которое окончил А.Д. Швецов.

25 января 1892 - 19 марта 1953

российский авиаконструктор, доктор технических наук

Биография

Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь - Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году - Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве . С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925-1926 годах под руководством Швецова был разработал 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 - первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях - до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Депута ВС СССР 2-3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Двигатель Wright R-1820

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820. Для освоения и адаптации двигателя был создан завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого был назначен А. Д. Швецов. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецову было присвоено звание «Генеральный конструктор».

В 1934-1953 годах под руководством А. Д. Швецова было создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения, основанных на лицензии Wright R-1820:

  • М-25 - 1934
  • АШ(М)-62 - 1939
  • М-63 - 1939
  • АШ(М)-82 - 1941
  • АШ(М)-82Ф - 1942
  • АШ(М)-82ФН - 1943
  • М-71 - 1942
  • АШ-73 - 1945
  • АШ-21 - 1946
  • АШ-2ТК - 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л.с.
  • АШ-2К - комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л.с.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)

Память

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в

(подробности в конце поста) в три захода прошли съемки в Музее авиации и космонавтики Пермского авиационного техникума имени А.Д.Швецова. С наскока взять этот музей не получилось, но оно и к лучшему, это позволило нам развернуться на всю катушку и привлечь в команду много интересных и удивительных людей.
Создателем музея является Галина Олеговна Смагина - инженер-пилот, командир корабля, автор пяти мировых рекордов на дальность и на скорость по замкнутому маршруту, в данный момент преподаватель техникума. Именно благодаря Галине Олеговне и ее коллегам стали возможны эти интересные съемки.

В музей мы отправились с Настей Шумиловой студенткой юридического факультета Пермского государственного университета. Настя девушка волевая, спортсменка, занимается легкой атлетикой, все везде успевает и с ней было одно удовольствие работать. Но обо всем по порядку.

Когда мы первый раз попали в музей в Перми стояли морозы перемежающиеся со снегопадами. Как раз в один из таких дней удалось сделать фотографию фасада техникума с пролетающими хлопьями снега. Зданию техникума в этом году исполнится 144 года.

Войдя в просторный холл техникума сразу понимаешь, что здание это не простое, а с историей. 20 июля 1873 года городской голова Перми Иван Иванович Любимов внес в городскую думу предложение об основании в Перми реального училища и присвоении ему названия Алексеевского. И.И.Любимов пожертвовал для училища свой двухэтажный каменный дом на Воскресенской площади и изъявил готовность вносить в течение пяти лет по две тысячи рублей ежегодно на его содержание.
12 сентября 1876 года Пермское Алексеевское реальное училище было торжественно открыто.


Пермское Алексеевское реальное училище в июле 1917 года было преобразовано в техническое училище, в 1920 году - в политехникум, в 1921 году в практический институт, в мае 1923 года опять в политехникум, с марта 1925 года было переименовано в индустриальный техникум, и находилось в ведении Народного комиссариата Тяжелой Промышленности (НКТП) СССР. Приказом НКТП СССР от 02 марта 1935 года № 253 Учреждение было передано в НКАП СССР и переименовано в авиационный техникум.
В 1953 году Учреждению было присвоено имя Аркадия Дмитриевича Швецова. С 1992 года Учреждение находилось в ведении Госкомоборонпрома России (позднее - Миноборонпром России).
С 1998г. по 21.08.2003 года полное наименование техникума - Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. Учредитель - Министерство образования Российской Федерации.
В техникуме помимо музея авиации есть и Музей истории техникума , но о нем в другой раз. А сейчас мы с Настей поднимаемся по широкой лестнице к барельефу А.Д.Швецова

Отсюда начнется наша экскурсия по музею.
Аркадий Дмитриевич Швецов (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).
Родился 12 (24) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова, как интересно распорядилась судьба), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).
Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».
В 1925—1926 годах под руководством Швецова был разработан 5-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.


Прежде чем отправиться дальше, предоставим слово Насте.
- Я от природы активный человек. Всегда за участие в различных интересных проектах.
Когда поступило предложение поучаствовать в проекте "Сводите девушку в музей" не раздумывая согласилась. Считаю, что молодежь должна ходить по музеям, интересоваться историей.
Почему пошла именно в авиационный музей?... Лично для меня это что то новое, неизведанное, если можно так сказать.

От барельефа А.Д.Швецова мы через запутанные коридоры, переходы и аудитории отправляемся в музей авиации где нас уже ждет Галина Олеговна с коллегами. Чай пить некогда, начинаем осматривать уникальные экспонаты в первом зале, посвященном авиации. Прямо у входа под потолком висит купол парашюта. Настя осматривает укладку запасного парашюта и держит в руках нож-стропорез

Пройдя мимо витрины с моделями самолетов времен Второй мировой войны обращаем внимание на антенну бортового радиолокатора РОЗ-1 самолета Ту-134. Именно этот самолет пилотировала Галина Олеговна.

Гермошлем, подаренный музею летчиками 764 ИАП (Большое Савино)

Модельки самолетов

Ой, кажется что-то отпало...

Двигатель ГТД-350 к вертолету Ми-2

Мощность двигателя 294 (394) кВт, а масса 139,5 кг. Два таких двигателя разгоняли вертолет Ми-2 до скорости 210 км/час и вертолет мог перевозить 10 пассажиров и одного пилота.

Навигационный приборы авиагоризонт и гирокомпас

Приемки полного давления и антенны различных самолетов

Тормозное колесо самолета Ан-24 в разрезе. Хорошо видна сложная система многорядных колодок

Ну а это один из самых интересных экспонатов - манекен одетый в высотный противоперегрузочный костюм и сидящий в катапультном кресле К-36 пилота истребителя МиГ-25

Ну как тут не пофотографироваться и не поразглядывать детали. Не в каждом музее есть такой экспонат


Не знаю зачем нужны такие цилиндры по бокам катапультного кресла (ограничители?) и что расположено в столь массивном подголовнике? Парашют?

Вспомогательная силовая установка к двигателю АИ-85

Судя по куртке это костюм пилота вертолета

А вот это костюм стюардессы Пермских авиалиний 80-х годов прошлого века. К нему мы еще вернемся

Легендарная швецовская "звездочка" - пятицилиндровый двигатель М-11 от По-2 (У-2).

Костюм пилота для полета в открытой кабине По-2.

Выбор редакции
Наши задачи: 1.Выяснить, знают ли учащиеся моего класса фразеологизмы о птицах. 2.Узнать, что символизируют названия некоторых птиц в...

Мало кто задается вопросом "что такое производство", считая это понятие элементарным. Однако на самом деле это достаточно сложный...

Адаптация, а также профориентация персонала – это целый комплекс различных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выяснить...

Наибольшей популярностью этот рисунок пользуется в индейских мотивах. Коренные племена Северное Америки считали перо символом...
Презентация по слайдам Текст слайда: Курский государственный медицинский университет Кафедра общей хирургии Лекция Терминальные и...
Журнал учета розничной продажи пива и другой алкогольной продукции. Пример заполнения. Автоматизация в программе Excel и средствами...
Это ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа...
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их...
Выбирая выращивание шампиньонов как бизнес, вы становитесь на путь организации своего прибыльного дела. От владельца потребуется немного...