Программа семинара образец красивый. План проведения семинара


Реализация Авторской программы осуществляется по темам, актуальным для Заказчика и исходя из его внутренних потребностей. В данном разделе представлены возможные темы под различные направления деятельности, для различных целевых групп и целей обучения.

«Восхождение к сотворчеству» (1 день, 8 уч.часов)

Состав группы – 20-25 чел. (педагоги начальной и средней школы)

Цель: формирование у слушателей навыков некоторых элементов ТРИЗ-Педагогики в образовательном процессе.

«Инновационное восхождение. Прототипирование с ТРИЗ» (2 дня, 18 уч. ч.)

Состав группы – до 20 чел. (учащиеся 12-16 лет и преподаватели ЦМИТ, студенты и тьюторы Технопарков, тьюторы по 2D графики и 3D-моделированию и печати)

Цель: закрепить навыки практической проектно-исследовательской деятельности, создание инновационных образцов на основе ТРИЗ.

Наименование темы Кол-во уч.часов Оборудование
Уровни изобретений. Примеры и тенденции.
Выбор аналога и прототипа для модернизации. Оценка.
Морфологический анализ – метод модернизации. МФО.
2D графика. Макетирование образца. Компьютер с 2D
3D моделирование и печать образца 3D-принтер
Основы ТРИЗ: противоречие, ИКР, ВПР, Стандарты-76.
Поиск новых решений в модернизации образца.
Основы патентоведения. Разработка формулы патента.
Оформление результата работ. Презентация.

Примечание: Для реализации программы привлекаются тьюторы ЦМИТ и Технопарка, владеющие технологиями 2D графики и 3D моделированию и печати.

«Творческое воспитание и образование молодежи на базе ТРИЗ» (3 дня, 24 уч.ч.)

Состав группы – 20-25 чел. (преподаватели ЦМИТ, Бизнес-школ, ВУЗов).

Цель: формирование у слушателей навыков практического применения инструментов ТРИЗ для педагогической деятельности в работе с молодежью.

Наименование темы Кол-во уч.часов
Проблемы творческого воспитания и образования
Роль познавательных и творческих способностей
Введение в ТРИЗ (история создания, структура)
Приемы разрешения противоречий
Законы развития систем
Приемы и методы развития творческого воображения
Способы развития творческого мышления
Применение информфонда ТРИЗ в образовательном процессе
Зарубежные методы случайного поиска решений
Качества творческой личности и методы ее развития
Компьютерная поддержка в генерации новых идей


«Развитие творческого воображения» (1 день, 8 уч.ч.)

Состав группы – до 25 чел. (инноваторы, студенты, ИТР, педагоги, преподаватели)

Цель: освоение приемов и методов развития творческого воображения в практических задачах.

Курс «GB ТРИЗ Практик» (дистанционно 3 недели, очно 4 дня, 32 уч.ч.)

Курс включает в себя: Основы ТРИЗ и Guided Brainstorming. Освоение программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™). Выполнение учебного проекта по реальной задаче участника.

Состав группы – до 20 чел. (участники - ЦМИТ, Технопарк, ВУЗ, Бизнес-школа, ИТР Предприятия)



Цель: освоение элементов ТРИЗ и программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™) до уровня, позволяющего самостоятельно решать четко сформулированные проблемы, совершенствовать свои навыки и работать над решением комплексных проблем под руководством ТРИЗ Профессионала.

Наименование темы Лекции Практики
Знакомство с группой. Исходное тестирование. Обзор курса. Порядок выполнения заданий.
Введение в ТРИЗ и Guided Brainstorming™:
  • Что такое Изобретательская Задача?
  • Идеальность - направления поиска
  • Ресурсы - ключ к решению
  • Изобретательские Приемы
  • Противоречия
  • Процесс Guided Brainstorming™
Освоение Изобретательских Приемов
  • Ресурсы, Время
  • Пространство, Структура
  • Условия и Параметры
  • Разрешение Противоречий
0,5 0,5 0,5 0,5
Практика решения проблемы (работа с ПО «ТРИЗ-Генератор Идей»):
  1. Направление
  2. Концепция
Работа с комплексными проблемами участников
ИТОГО

Примечание:

  1. Стоимость программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» $98.00 для каждого участника включена в цену курса.
  2. Участники курса приступают к обучению со своим компьютером. Организаторы курса обеспечивают доступ в Интернет.
  3. При дистанционном обучении к курсу привлекается эксперт из США. Дистанционное обучение предусматривает ежедневную работу в течении 3-х недель (1-2 часа в день) по выполнению 9-и Упражнений, которые проверяются ТРИЗ Профессионалами. Каждому участнику выдаются соответствующие индивидуальные рекомендации по электронной почте или через Скайп. Курсом предусматривается 7 веб-конференций (1-2 часа) для объяснения материалов, получения рекомендаций от GB ТРИЗ Профессионалов, ответов на вопросы и подведения итогов.
  4. Участники курса успешно прошедшие подготовку, сдавшие тесты и закончившие свой проект защитой презентацией получают Сертификат «GB ТРИЗ Практик» международного образца от компании Guided Brainstorming LLC.

«Восхождение к сотворчеству. ТРИЗ – технология инноваций» (3 дня, 24 уч.ч.).

Состав группы – 20-25 чел. (методисты и педагоги ОУ, лицеев, ЦМИТ).

Цель: Формирование у слушателей навыков практического применения в образовательной деятельности методологий ТРИЗ и GB TRIZ.

День 1. ТРИЗ
Время Тема Примечания
9.00-9.40 Регистрация участников семинара
9.40-10.00 Открытие: приветствие организаторов семинара
1. 10.00-10.30 Представление, регламент и обзор программы семинара.
2. 10.30-11.30 Знакомство с группой. Введение в Курс. МПиО. Системный подход к системе образования. Школа инноваций. Примеры открытых задач. Обсуждение со слушателями
3. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк Организаторы
4. 11.40-12.00 Введение в ТРИЗ, обзор основных инструментов. Неалгоритмические методы поиска идей: МШ, МФО, МА, МКВ. Тренинг
5. 12.00-13.00 Развитие творческого воображения, особенности курса РТВ. Обзор методов. Фантограмма. Практика применения. Тренинг
6. 13.00-14.00 Обед
7. 14.00-15.00 Противоречие. Идеальность систем.Закон повышения степени идеальности. Идеальная школа. Обсуждение со слушателями
8. 15.00 -15.20 Моделирование задач (ВА) и практика применения.
9. 15.20-15.30 Перерыв на кофе-брейк
10. 15.30-16.10 Система стандартов СС-76. Примеры на применения «СС-76». Обсуждение со слушателями
11. 16.10-17.30 Информационный фонд – Указатели эффектов (обзор)
12. 17.30-18.00 Ответы на вопросы. Домашнее задание 1. Резюме за 1-ый день.
13. 18.00-18.30 Консультации
День 2. ТРИЗ
14. 10.00-10.30 Обзор резюме. Ответы на вопросы.
15. 10.30-11.30 Ресурсный подход (ВПР). Практика поиска ресурсов в решении открытых задач. Обсуждение со слушателями
16. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк
17. 11.30-13.00 Потребности в инновациях. Примеры на поиск инновационных решений. Обсуждение со слушателями
18. 13.00-14.00 Обед
19. 14.00-15.00 Креатив-бой, как прием творческой активности учащихся. Тренинг
20. 15.00-15.10 Перерыв на кофе-брейк
21. 15.10-16.30 Обзор учебно-методической литературы по ТРИЗ
22. 16.30-17.40 Практика.Разбор примеров слушателей. Анализ
23. 17.40-18.00 Ответы на вопросы. Домашнее задание 2. Резюме за 2-ой день.
24. 18.00-18.30 Консультация
День 3. GB TRIZ
25. 10.00-10.20 Обзор резюме за 2-ой день. Ответы на вопросы.
26. 10.20-11.30 Метод структурированных инноваций. Инструменты и процесс генерирования идей. Обсуждение со слушателями
27. 11.30-11.40 Перерыв на кофе-брейк
28. 11.40-12.20 Компьютерная поддержка поиска инновационных решений. Софт«ТРИЗ-Генератор Идей». Обсуждение со слушателями
29. 12.20-13.00 Уровни инноваций. Практика определения уровня. Тренинг
30. 13.00-14.00 Обед
31. 14.00-15.20 Правила применения софта в образовательном процессе.
32. 15.20-15.30 Перерыв на кофе-брейк
33. 15.30-16.30 Практика работы по решению задач слушателей. Тренинг
34. 16.30-17.30 Практика. Разбор примеров слушателей.
35. 17.30-18.00 Подведение итогов семинара. Вручение слушателям сертификатов. Организаторы

Примечание. Возможно изменение программы по ходу проведения семинара.

Слушатели получают раздаточные материалы (в электронном виде):

  • Набор наглядный плакатов «Основы изобретательства».
  • ТРИЗ: Учебное пособие I уровня.
  • Применение технологических эффектов ТРИЗ.
  • Типовые приемы устранения технических противоречий.
  • Таблица устранения технических противоречий.
  • Стандарты на решение изобретательских задач.
  • План проведения занятий.

Оборудование для проведения семинара:

1. Удобное проветриваемое помещение для занятий группы;

2. Столы/стулья расставить для образования групп на 5 человек;

3. Компьютер с доступом в интернет;

4. Мультимедийный проектор, экран для него;

5. Микрофон и электромышь;

6. Принтер или возможность оперативно распечатывать методические материалы;

7. Белая доска и фломастеры для нее;

8. Флип-чарт с запасом бумаги;

9. Бумага А4 или блокноты для слушателей;

10. Шариковые ручки для слушателей;

11. Организация в перерывах кофе-брейка (чай, кофе, вода, конфеты, выпечка, бутерброды).

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Тренинг “Доброе слово”

старший воспитатель

2. Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара)

старший воспитатель

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС”

старший воспитатель

4. Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”

учитель начальных классов

5. Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”

воспитатель дошкольных групп

6. Раздать материал из “Методической копилки” (Приложение 5)

старший воспитатель

7. Упражнение “Чемоданчик 2” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

старший воспитатель

8. Рефлексия. Упражнение “Надежда”

старший воспитатель

Ход семинара

Участники проходят на места, подписывают бейджики.

– Добрый день, дорогие друзья!

Мы собрались с вами, чтобы поговорить о преемственности в работе детского сада и школы с учётом ФГТ.

1. Тренинг “Доброе слово”

Игра-разминка.

Проводится психодинамическое упражнение разминочного типа, которое даёт настрой на работу и общение.

Давайте встанем в круг, я хочу передать вам доброе слово от солнышка.

Участники образуют круг. Передают друг другу солнышко и говорят комплименты.

2. Участники проходят на свои места.

Упражнение “Чемоданчик 1” (исходный сбор информации для оценки работы семинара). (Приложение 1)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) свои ожидания: что вы ждёте от сегодняшней встречи.

3. Презентация опыта работы “Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГОС ДО” (Приложение 2)

4. Физминутка (выполнять движения по тексту)

Весной бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Бабочку мы провожаем,
Семинар наш продолжаем.

5. Работа по плану.

Практикум “Проблемы преемственности и пути их решения”, (педагог предлагает проблемы преемственности, а присутствующие находят и обсуждают пути их решения) (Приложение 3)

Фрагмент работы клуба “Школа будущего первоклассника”. (Приложение 4)

6. Упражнение “Чемоданчик 2 ” (сбор информации для последующей оценки работы семинара)

Каждая группа участников получает нарисованный чемоданчик, в который нужно за 3 минуты “положить” (написать) только 5 вещей самое нужное и полезное из того, что получено на семинаре.

7. Рефлексия. Упражнение “Надежда”.

Зажечь свечу, с этим огоньком я связываю надежду на то. Что мы с вами познавательно и интересно провели время. Нам есть чему поучиться друг у друга (участники передают свечу друг другу и говорят пожелания).

План проведения семинарского занятия предусматривает следующие мероприятия.

2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара.

3. План или тезисы вступительного слова: значение темы; задачи семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара, другие вопросы.

4. Дополнительные вопросы к семинару.

5. Организацию работы студентов на семинаре: кому предоставить первому слово, место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения, кого из студентов и когда вызвать для контроля.

6. Порядок использования на семинаре ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.

7. Заключительное слово: оценка семинара в целом, оценка доклада, разбор выступлений студентов и их оценивание, обобщение и освещение наиболее важных теоретических и практических проблем, вывод по теме, задание к следующему занятию.

Порядок проведения семинара.

Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя. Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было уже сказано на консультации. Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, показывает место и значение темы, обращает внимание студентов на основные положения, проблемы, которые должны быть обсуждены на занятии. Преподаватель нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с управленческой практикой и жизнью общества, указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности, выясняет, все ли курсанты готовы к занятию.

После вступительного слова обычно следует доклад или реферат одного из студентов. Доклад посвящается важнейшему теоретическому или практическому вопросу темы. Продолжительность доклада – 15-20 минут. Следует предупредить докладчика о том, чтобы он не стремился затрагивать всех вопросов, стоящих в плане семинара. Значение имеет форма выступления докладчика. Многие студенты написанный текст озвучивают, читая его монотонно и скороговоркой. Такое предъявление материала резко снижает к нему интерес, ослабляет его контакт с аудиторий и мало помогает выработке навыков публичного выступления, управления подчиненными в ходе проведения занятия.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы. Преподаватель следить за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада семинара. Для сокращения времени некоторые преподаватели практикуют подачу вопросов докладчику в письменном виде. Обычно такие записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, а на какие ответить самому, какие поставить на обсуждение группы. Если докладчик не смог ответить на вопрос, он ставится на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя нерешенные вопросы получают свое разрешение.

Порядок обсуждения доклада может иметь много вариантов. На одних семинарах возникает необходимость обстоятельного специального его рассмотрения. Тогда преподаватель может организовать (при его обсуждении) дискуссию. Во всех случаях он ставит педагогическую задачу и добивается, чтобы основная идея доклада и семинара была хорошо усвоена всеми студентами. На других семинарах обсуждение доклада может идти вместе с обсуждением вопросов плана семинара.

Организуя обсуждение вопросов семинара, некоторые преподаватели предлагают студентам высказывать свое мнение по любому из вопросов, содержащихся в плане семинара. Опытные преподаватели справедливо считают такое решение педагогической задачи не продуктивным. Дело в том, что при такой организации обсуждения вопросов семинара отсутствует система в обсуждении, студенты не приучаются к логическому мышлению и выработке коллективного решения по конкретному вопросу. В этом случае значительно снижается и роль самого преподавателя.

Оптимальным вариантом проведения традиционного семинарского занятия является порядок, при котором преподаватель не переходит к обсуждению очередного учебного вопроса, пока студенты не обсудят предыдущую проблему. Для того, чтобы правильно в методическом отношении организовать обсуждение вопросов, необходимо хорошо знать курсантов, степень их подготовки, особенности каждого. Многие преподаватели дают слово тому, кто первым поднял руку. Другие педагоги первыми вызывают студентов, которые слабее подготовлены и реже добровольно выступают на занятиях. Третьи, в целях усиления контроля, заранее планируют, кого они на данном семинаре спросят и по какому вопросу. Данный прием усиливает контрольную функцию семинара и способствует более тщательной подготовке студентов к семинарам. Преподаватели широко практикуют добровольное выступление студентов. Однако не следует пренебрегать и ответами по вызову преподавателя. Обычно к такому способу преподаватель прибегает тогда, когда нет студентов, желающих отвечать на поставленный им вопрос. Этот же прием используется при желании и необходимости вовлечь в процесс обсуждения студентов, знания и подготовку которых преподаватель запланировал проверить. Злоупотреблять ответами по вызову не рекомендуется.

Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Важно научить студентов излагать свои мысли коротко, содержательно и ясно. Студенты обычно стараются выступить на семинаре по подготовленному ими вопросу. Зная это, преподаватель обязано позаботиться о том, чтобы и другие вопросы семинара ими были усвоены.

Перебивать студента во время ответа не рекомендуется Необходимо дать ему высказать мысль до конца. Вмешательство преподавателя в выступление студента допустимо, если он говорит не по существу или допускает грубые ошибки, которые необходимо немедленно исправить. Не рекомендуется без нужды останавливать студента во время выступления, прерывать его ответ комментариями или исправлять допущенные оговорки. Методически правильно, если это предоставляется сделать аудитория. Преподаватель может задать наводящий, уточняющий или дополнительный вопрос.

По наиболее острым вопросам преподаватель организует дискуссию. Необходимо только, чтобы дискуссия шла по существу вопроса и не уводила аудиторию и самого преподавателя в сторону. Дискуссия может быть организована по специальному вопросу. Она уместна, если преподаватель решил выяснить мнение аудитории о допущенных во время ответа неточностей.

Во время семинара студенты могут задавать преподавателю вопросы. Обычно преподаватель на них отвечает в конце семинара. Однако есть вопросы, на которые будет методически правильно ответить немедленно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРАМ И ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Семинар 1. Анализ стратегических планов российских муниципальных образований

ПЛАН

проведения семинара

Цель семинара

Ознакомить участников семинара с существующей практикой стратегического планирования в российских муниципальных образованиях

Задачи семинара

    Отработать с участниками принципы и технологии стратегического планирования муниципального социально-экономического планирования, представленные в лекциях курса.

    Рассмотреть и обсудить практические примеры – реальные стратегические планы развития российских муниципальных образований.

Ведущий на основе лекционного материала представляет слушателям систему критериев, по которым будут оцениваться стратегические планы. Слушатели работают в группах (3-5 групп), анализируя стратегические планы, представляют и обсуждают результаты работы. Для участников будут подготовлены стратегические планы преимущественно сельских районов и малых городов.

Раздаточные материалы

Стратегические планы реальных муниципальных образований, преимущественно сельских районов и малых городов. 1

Первое занятие

    Выступление ведущего семинара, отработка материалов лекции, объяснение метода работы с документами, разбивка на группы (3-5 групп) – 20 минут.

Совместно со слушателями вырабатывается общая схема оценки стратегического плана. Параметры должны выработать сами слушатели, примерный перечень:

    логичность и структурированность

    аналитическая обоснованность

    степень общественного участия при разработке

    стройность концепции развития

    четкость изложения направлений развития муниципалитета

    наличие механизмов реализации

    связь с текущим планированием

    общая презентабельность и пр.

Группам слушателей раздаются Стратегические планы реальных муниципальных образований.

    Работа в группах – 70 минут

Слушатели оценивают предложенные стратегические документы по системе критериев. Свои наработки участники готовят в виде презентаций (электронные файлы или бумажные плакаты).

Второе занятие

    Выступления с изложением результатов анализа – 75 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа На выступление каждой группы – 15-20 минут. После выступления каждой группы вопросы и обсуждения.

    Подведение итогов – 15 минут

Семинар 2. Семинар-Деловая игра – моделирование общественных слушаний по стратегии развития города

ПЛАН

проведения семинара

Продолжительность семинара – 90 минут (1 занятие)

Цель семинара

Дать участникам семинара навыки организации общественного участия в стратегическом планировании в российских муниципальных образованиях.

Задачи семинара

    Детально рассмотреть принципы общественного участия в стратегическом планировании муниципального социально-экономического планирования, представленные на лекции.

    Отработать с участниками технологии общественного участия в стратегическом планировании муниципального социально-экономического планирования.

Ведущий рассказывает о конкретном стратегическом плане, разработанной в муниципальном образовании России – для малого города или сельского района. 2

Слушатели работают в группах (3-4 группы), представляющих различные социальные группы (молодежь, пенсионеры, общественные организации, бизнесмены и пр.) – готовят с позиций этих социальных групп:

    Оценку представленного стратегического плана.

    Предложения по его совершенствованию.

Раздаточные материалы

Примерный план проведения семинара

    Выступление ведущего семинара, объяснение задач, разбивка слушателей на группы (3-4 группы), представление анализируемого материала 20 минут.

Группам слушателей раздается текст - краткое содержание стратегического плана конкретного муниципального образования.

    Работа в группах – 25 минут

Слушатели оценивают предложенный стратегический план. Свои оценки и предложения участники готовят в виде презентаций (электронные файлы или бумажные плакаты).

    Выступления с изложением результатов анализа – 40 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа На выступление каждой группы – 10-15 минут. После выступления каждой группы краткие вопросы и обсуждения.

    Подведение итогов – 5 минут

Ведущий семинара подводит итог выступлениям представителей групп и дискуссии.

Семинар 3. СВОТ-анализ как инструмент учета общественного мнения в стратегическом планировании на местном уровне (части 1 и 2)

ПЛАН

проведения семинара

Продолжительность семинара – 180 минут (2 занятия)

Цель семинара

Дать участникам семинара навыки применения СВОТ-анализа как одной из эффективных методик учета общественного мнения в стратегическом планировании

Задачи семинара

    Объяснить участникам семинара методику проведения СВОТ-анализа в ходе стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

    Обеспечить самостоятельное проведение участниками семинара СВОТ-анализа для нескольких муниципальных образований.

    Обсудить презентации работ участников семинара с разбором результатов работы.

Ведущий представляет технологию СВОТ-анализа. Слушатели работают в 3-5 группах, проводят СВОТ-анализ для конкретных муниципальных образований, представляют и обсуждают результаты работы. Предпочтительно рассматривать муниципальные образования, в которых проживают участники (или большинство участников).

Раздаточные материалы

Незаполненные формы СВОТ-анализа. 3

Примерный план проведения семинара

    Выступление ведущего семинара, объяснение метода работы, разбивка на группы (от 3 до 5 групп) – 15 минут.

Группам слушателей раздаются формы СВОТ-анализа.

    Работа в группах – 75 минут

Слушатели определяют сильные, слабые стороны муниципального образования, возможности и угрозы его развития. Данные сводятся в матрицу решений, в которой формулируются предложения по решению имеющихся проблем.

    Выступления с изложением результатов анализа – 80 минут

Представители каждой группы рассказывают о результатах проведенного анализа, а также представляет матрицу решений. Оценивается и обсуждается возможность использования данного аналитического метода в практике планирования социально-экономического развития муниципального образования. На выступление каждой группы –10 минут. После выступления каждой группы проводится обсуждение.

    Подведение итогов – 10 минут

Слушатели обсуждают выступления коллег в форме свободной дискуссии.

Ведущий семинара подводит итог выступлениям представителей групп и дискуссии.

Время проведения: 2 ч.

Цель занятия: углубить и закрепить знания о методах, средствах и формах подготовки к проведению практического (семинарского) занятия по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам.

Обучающая цель: сформировать навыки и умения подготовки и проведения практического занятия.

Воспитательная цель: воспитывать целœеустремленность, ответственность.

Развивающая цель: развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

Материальное обеспечение:

· учебные пособия ;

· практикум по курсу ʼʼПсихология и педагогика. Научно-педагогическая практикаʼʼ;

· Методические указания по педагогической практике.

Вопросы для предварительной подготовки к занятию

1. Сущность и содержание лекции как формы обучения.

2. Сущность и содержание семинара как формы обучения.

План-конспект проведения практического занятия

N п/п Время, на этапе Этапы занятия и их краткое содержание Используемые технологии
Методы и приемы Средства обучения Технические средства обучения
Организационный момент
Подготовка обучающихся к усвоению материала
Повторение изученного материала, опрос, проверка домашнего задания
3.1. Проверка степени усвоения нового материала: - содержание первого вопроса; - содержание ʼʼnʼʼ вопроса.
3.2. Решение практических заданий, упражнений и др.
4. Задание для самостоятельной работы

Дата ________________

Подпись магистранта_________________

Подпись руководителя научно – педагогической практики

от кафедры_________________

Методически серьезным является вопрос о характере и объёме рекомендуемой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всœего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т.п., а также учебники и учебные пособия, монографии. Разумеется, всœе это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всœего 3–4 часа. И как бы мы ни хотели, чтобы студенты изучали соответствующие источники целиком, приходится, в случае их большого объёма, указывать лишь отдельные разделы и даже страницы.

Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся какой-либо проблемой, а также на тех, кто хотел бы получить в ней разъяснения по отдельным вопросам первоисточников и прослушанных лекций. По этой причине объём ее должна быть несколько большим, но не превышать 60–80 страниц.

По некоторым темам в планы семинаров можно включать подготовку рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначать докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением–до 10 минут.

Экспериментальные исследования объёма бюджета времени самостоятельной работы студентов ряда вузов при подготовке к семинарским занятиям по социально-гуманитарным наукам показали, что на изучение одной страницы рекомендованной литературы студент затрачивал в среднем 4 минуты. И только на изучение обязательной литературы для одного семинарского занятия требовалось от 20 минут до 9 часов. Дело в том, что объём обязательной литературы к различным семинарским темам колеблется:

· по истории–от 24 до 147 с;

· по философии–от 15 до 144 с;

· по экономической теории–от 5 до 119 с;

· по политологии–от 8 до 90 с.

Очевидно, такое ʼʼраспределœениеʼʼ обязательной литературы по конкретным семинарским темам нельзя назвать научно обоснованным.

В случае если учитывать, что у студента 6 часов в день – аудиторные занятия и 3–4 часа бывают отведены на самостоятельную работу, то на одну неделю объём всœей литературы не может превышать 40–50 страниц.

Методические указания студентам. Многие кафедры составляют, особенно для студентов заочных отделœений, методические указания по каждой теме семинаров. Иногда такие указания даются в качестве приложений к планам семинаров, в других случаях – в виде специальных изданий – учебно-методических пособий по всœему курсу, иногда ограничиваются устными советами на лекциях, семинарах и консультациях.

Методические указания имеют своей целью помочь студентам в организации их самостоятельной работы над научной и учебной литературой при выяснении коренных вопросов данной темы. Об этом приходится специально говорить, так как значительная часть издаваемых методических пособий посвящена не столько методам, формам самостоятельной работы, сколько краткому пересказу содержания темы. Предоставление студентам этих своеобразных трафаретных конспектов по каждой теме зачастую приводит к замене ими серьезной самостоятельной работы над литературой. Такие ʼʼпособияʼʼ не способствуют углублению знаний, не помогают в приобретении навыков самостоятельной работы, не развивают творческого отношения к изучению учебной дисциплины.

Главное в методических советах студентам – показать, как они должны работать сами, а не что им нужно усвоить. Ответ на данный последний вопрос студенты обязаны получить при самостоятельном изучении рекомендованной им литературы. В методических пособиях полезно рассказать о составлении конспектов, об особенностях какой-либо темы, о существующих спорных вопросах по ней, о том, как участвовать в работе семинара и т. д.

Большое значение для студентов имеют методические советы о характере их докладов и исходных выступлений по основным вопросам плана семинара. Уже на первых встречах со студентами преподаватель обязан рассказать о требованиях, которые к ним будут предъявлены, как им строить свое выступление. Знание этих требований студентами, подкрепленное неукоснительным контролем за их исполнением со стороны преподавателя помогает им в самостоятельной работе над литературой при подготовке к выступлениям на семинаре.

Неплохо, в случае если студент начинает выступление с плана. В практике нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект. Тщательное предварительное продумывание студентом плана доклада, реферата͵ выступления по основному вопросу облегчит ему понимание внутренней логики проблемы, поможет лучше ориентироваться при изучении рекомендованной литературы, взять из нее всœе, что касается данного вопроса и его частей, обеспечит усвоение ведущих положений, формирование четких суждений, умение соразмерно компоновать материал в соответствии с его важностью в данном контексте, содействует выработке навыков подготовки к докладам, лекциям. В определœенной ситуации студенту можно рекомендовать остановиться лишь на одном или двух пунктах его плана, что способствует развитию гибкости мышления, умению ориентироваться в изложении подготовленного материала. Руководителю же семинара это позволяет предотвратить повторения, выделить главное, сэкономить время. Следует иметь в виду, что отдельные студенты, готовясь к семинару, сначала пишут текст своих выступлений, а затем, помня требования преподавателя, приступают к составлению его плана. От такой практики студентов нужно отучить с первых же занятий.

Наконец, немалое значение имеет и такое требование, как соблюдение регламента выступления. Это приучает студента к лаконизму, экономичности мышления, умению отбирать наиболее существенное, дисциплинœе мысли.

Приступая в начале семестра к семинарским занятиям, кафедра и каждый преподаватель проводят подготовительную работу. В первую очередь, тщательно анализируют итоги прошедшего учебного года, определяя те трудные проблемы, которые встретились на семинарских занятиях, критически оценивают эффективность форм, методов и приемов, использовавшихся в прошлом по каждой теме семинаров, чтобы выявить их целœесообразность. В дальнейшем продумывают новые формы, варианты методических приемов по тем темам, обсуждение которых было связано с определœенными недочетами. Все это осмысливается с учетом особенностей данной аудитории.

Во-вторых, лектор и руководители семинаров еще раз анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень усвоения отдельных тем курса, обсуждают пути более органичной взаимосвязи лекционных и семинарских занятий.

В-третьих, знакомятся с новой литературой и наглядными пособиями, техническими средствами по интересующей их тематике.

Перед проведением очередного семинара преподаватель составляет развернутый план-проспект (рабочий план). Однозначного ответа о целœесообразной форме рабочего плана семинара, разумеется, нет. Плохая практика, когда преподаватель, ссылаясь на свой опыт, приходит на занятия, имея на руках один план семинара, заранее размноженный для студентов. Даже опытные педагоги считают целœесообразным составление письменных методических разработок для каждого семинарского занятия.

Опытные преподаватели перед семинаром интересуются темами, которые изучают студенты в данное время по профилирующим дисциплинам, что позволяет конкретизировать вопросы, намеченные в плане как дополнительные. В рабочий план крайне важно включить ряд примеров литературы и искусства, из жизни вуза, практической деятельности, важно четко сформулировать основные положения вступительного слова и заключения.

Тщательная подготовка вооружает преподавателя большими возможностями оперативно и содержательно вести семинар, используя при любых ситуациях, складывающихся в ходе обсуждения вопросов, заранее заготовленный материал. Естественно, что далеко не всœе, что намечено в рабочем плане, будет использовано преподавателœем, но иметь его всœегда крайне важно.

Работа с литературой и наглядными пособиями. Преподаватель, даже имеющий значительный опыт педагогической деятельности, перед каждым семинаром еще раз просматривает рекомендованную студентам литературу и ту, которую он сам может затронуть в процессе семинарского занятия. Известно, что даже прочитанное много раз может открыться с новой стороны, в ином аспекте. Очевидно, преподаватель освежит в своей памяти содержание определœенных событий, о которых может пойти речь на семинаре, краткие данные об именах, которые могут упоминаться в первоисточниках и другой литературе, рекомендованной студентам по данной теме, подберет нужные наглядные пособия.

Обсуждение на заседаниях кафедры и методической секции вопросов методики подготовки и проведения семинара является весьма важным, во-первых, это бывает доклад наиболее квалифицированного преподавателя, в котором он делится своим опытом проведения семинаров вообще или семинара по конкретной теме. Во-вторых, делается обзор методической литературы о семинарах. В-третьих, рассматриваются итоги взаимопосœещений семинаров преподавателями. Это должна быть обсуждение открытого занятия наиболее опытного преподавателя, разбор стенограммы и т. д. В-четвертых, обсуждаются отдельные вопросы методики семинаров, к примеру, связи с профилем вуза, использования наглядных пособий и т. д.

Большую помощь преподавателям и студентам в подготовке к семинарам оказывают организуемые методическим кабинœетом кафедры выставки литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов. Οʜᴎ облегчают студентам поиск нужных книг и статей, дают конкретные образцы того, как нужно конспектировать, как написать реферат на избранную тему. Наглядные пособия способствуют лучшему пониманию и закреплению в памяти тех материалов, с которыми студенты ознакомились по литературе и из лекций.

Подготовка к семинарскому занятию требует кропотливой и систематической предварительной работы кафедры, преподавателя, а также серьезной самостоятельной работы студентов. Только при этом условии можно ожидать от семинара высокого теоретического уровня, большой активности ее участников.

План проведения семинара - понятие и виды. Классификация и особенности категории "План проведения семинара" 2017, 2018.

Выбор редакции
Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским...

Система оценки качества образовательных услуг Рабочая тетрадь для слушателей стажерской практики МБОУ «Средняя общеобразовательная...

Для определения эффективности производства и его рентабельности, применяют формулу расчета производительности труда. Исходя из полученных...

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»Цели: 1. Ввести слушателей в круг основных понятий, принципов и проблем управления организацией. 2. Помочь...
ВВЕДЕНИЕ1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ1.1 Понятия, характеризующие строение организации1.2 Состав и...
8 Марта - самый долгожданный праздник для всех женщин планеты. Обычно вниманием не обделяются даже маленькие девочки, которые вместе со...
12 мая – день медицинской сестры. История возникновения праздника «День медицинской сестры» уходит в начало 19 века, 12 мая родилась...
Различного рода публикации в прессе вызывает работа «медицинский представитель». Отзывы о ней неоднозначны. Обычная сфера работы этого...
Для украшения вашего дома к Новому Году 2019 можно нарисовать яркий плакат с новогодней тематикой и поздравлениями. На таком плакате...