Завод легких сплавов 1929 1935. Туполевский глиссирующий катер под номером «Два


Реквизиты

Постановление № 158/сс СТО СССР «По авиапромышленности»

Совершенно секретно.

Констатировать, что постановления правительства от 5 марта 1930 г., 5 сентября 1930 г. и от 11 января 1931 г. в отношении развития авиапромышленности проводятся в жизнь явно неудовлетворительно. В особом квартале 1930 г. и первом полугодии 1931 г. планы как по строительству, так и по производству фактически сорваны. Реконструкция старых, планирование и развертывание новых заводов находятся в совершенно неудовлетворительном состоянии.

Констатировать, что авиационная промышленность, переданная в целях ее улучшения в июле 1930 г. в ведение НКВМ, где и находилась по март 1931 г., на самом деле никакого улучшения не достигла, а наоборот, пошла вниз, ввиду чего создалась необходимость обратной ее передачи в ведение ВСНХ.

В развитие указанных постановлений правительства Совет труда и обороны постановляет:

I. По опытному строительству

1. Предложить президиуму ВСНХ СССР и РВС уделить особое внимание опытному авиастроительству и обеспечить все необходимые условия для развертывания опытных организаций до размеров, вполне обеспечивающих принятые темпы и масштаб развития авиации.

2. Организовать работу опытных организаций на основе концентрации научных и конструкторских сил, привлечения и использования иностранной технической помощи, тщательного изучения лучших образцов самолетов и моторов с тем, чтобы проблема «догнать и перегнать» была разрешена в течение ближайших 2‑3 лет и созданы образцы самолетов и моторов, предметов вооружения и снаряжения (пулеметы, пушки, прицелы, фото, радио), превосходящие лучшие образцы иностранной техники.

3. Вменить в обязанность опытных организаций детальную и тщательную разработку всех технологических вопросов внедрения и пуска опытных образцов в серию, рационализации серийного производства. Институты должны явиться ведущим началом в деле технической реконструкции авиационной промышленности.

В области организации производства предложить ВАО поставить себе главной задачей переход в кратчайший срок на механизированное производство, применение штамповки, сварки и прочих способов массового изготовления деталей и их сборки.

4. Обязать ВАО, решительно пресекая попытки отдельных товарищей превратить опытное производство в самоцель, взять основную установку на скорейшее внедрение в серийное производство построенных и испытанных образцов самолетов и моторов как первоочередную свою задачу (в сроки не более как 6‑8 месяцев).

5. Обязать ЦАГИ и ИАМ¹* сосредоточить внимание на разработке вопросов технологии применяемых материалов в авиастроении, для чего создать при них мощные технологические отделы.

6. Предложить ВАО проектировать и производить тяжелые и сверхтяжелые самолеты из металла с возможно большим применением стали и уменьшением алюминия, а самолетов легкого типа - по преимуществу смешанной конструкции (сталь, дерево, полотно).

7. Предложить ВАО форсировать работу по созданию дизель-моторов тяжелого топлива, с широким привлечением иностранной технической помощи и изучением заграничных образцов.

Предложить ВАО построить к 1 ноября по имеющимся чертежам 5 дизель-моторов тяжелого топлива мощностью 230 НР. Наряду с этим особое внимание уделить разрешению проблемы об остановке мотора на расстоянии.

8. Обязать начальника ВАО форсировать постройку опытных образцов маломощных самолетов и моторов и уже в 1932 г. поставить массовое производство на существующих заводах.

9. Обязать ИАМ широко развернуть практические опытные работы по электронному литью картеров и других агрегатов моторов и изготовить не позже 1 октября 1931 г. два опытных электронных картера М‑34, используя в полной мере опыт германской фирмы «БМВ» и опыт итальянской фирмы «Изота Фраскини».

10. Обязать ВСНХ СССР в лице трестов «Теплобетон», «Госсантехстрой», Москомгаза, ВЭО и др., под ответственность председателей этих трестов и объединений, полностью закончить капитальное строительство и оборудование опытных организаций в обусловленные сроки.

11. Обязать НКВТ доставить в Союз заказанное для ИАМа оборудование по заявкам 1929/30 г. и особого квартала не позднее 1 октября 1931 г.

12. Обязать ВСНХ СССР обеспечить полностью заказы научно-исследовательских институтов на оборудование лабораторий и завода ИАМ транспортными устройствами, кранами, компрессорными установками и прочими советского производства не позднее 1 ноября 1931 г.

13. Обязать начальника ВАО, Союзстанкоинструмент, Оргметалл и объединения ВСНХ СССР, под ответственность председателей этих объединений, удовлетворять заявки на инструмент, материалы и предметы оборудования для срочных экспериментальных работ опытных строительств ВАО, УВВС, ВОГВФ вне всякой очереди, а заводы Ижевский, Мотовилихинский и «Электросталь» поставлять поковки для опытных моторов в сроки, не превышающие двух месяцев с момента получения ими чертежей.

14. Отпустить для ВСНХ дополнительный контингент в 250 тыс. руб. на приобретение специальных станков и лабораторного оборудования для создания мощного технологического отдела при ИАМ. Обязать ВСНХ СССР и НКВТ закупить и доставить оборудование на эту сумму в Союз не позднее 1 декабря 1931 г.

15. Открыть ВСНХ для ИАМа дополнительный свободный контингент на 50 тыс. руб. для срочных закупок за границей отдельных материалов, аппаратуры, агрегатов для опытных лабораторий и опытного моторостроения.

16. Обязать ВСНХ СССР и НКВТ немедленно приступить к переговорам о закупке за границей трех опытных наиболее совершенных и мощных образцов бензиновых и 4 образцов нефтяных двигателей для изучения их конструкций в ИАМе и в полуторамесячный срок доложить СТО о требующемся дополнительно отпуске валюты. Пригласить к 1 октября 1931 г. 2 конструкторские группы, каждую по 5 чел., и, кроме того, 10 инженеров, мастеров и техников для опытного завода ИАМ.

17. Обязать начальника ВАО не позднее 1 августа 1931 г. командировать от ИАМ в Италию на завод «Изота Фраскини» инженеров (в том числе одного по электронному литью) на все время приемки заказанных нами моторов «АССО» для детального изучения опыта этой фирмы, особенно по электронному литью, и сверх того, в августе и сентябре еще 8 инженеров и 4 мастера на заводы Европы и Америки для выполнения целевых заданий, связанных с планом опытного строительства авиамоторов.

18. Обязать НКВМ, ВОГВФ и ВАО в месячный срок разработать и представить на утверждение Совета труда и обороны план опытного строительства самолетов и моторов, имея в виду внедрение строгой специализации моторов по заводам, причем типы моторов должны быть общие для ВВС и гражданской авиации.

II. По иностранной технической помощи

Для обеспечения выполнения намеченного плана авиационного строительства и освобождения от заграничной зависимости по техснабжению начиная с 1933 г. (исключая алюминий) считать необходимым привлечение иностранной технической помощи, для чего обязать ВАО заключить договоры с иностранными американскими и европейскими фирмами на нижеследующие объекты с внесением на утверждение правительства.

А. По инструментальному хозяйству

На техническую помощь на постановку производства всех видов инструмента для всей авиационной промышленности с соответствующими иностранными фирмами (Германия, Италия, Англия).

Б. По разрезным крыльям

Приобрести у английской фирмы «X. Пейдж» лиценз на разрезные крылья.

В. По хромомолибденовым трубам

На оказание технической помощи по постановке производства хромомолибденовых труб с одной из иностранных фирм (Англия, Швеция).

Г. По поршневым кольцам

На оказание технической помощи на постановку производства поршневых колец для авиационных моторов с одной из иностранных фирм (Италия, Германия, Америка и др.).

Д. По алюминиевому литейно-коночному производству

С американской фирмой «Американская алюминиевая компания» на оказание технической помощи по литью, ковке, штамповке и термообработке цветных легких и ультра-легких сплавов, а также по литью импеллеров, ковке и штамповке металлических винтов. При заключении договора предусмотреть оказание технической помощи как по проектированию, постройке и подбору оборудования литейного завода, так и по разработке технологических процессов, подбору формовочных земель, спецификации материалов и т. д.

Если соглашение с «Американской алюминиевой компанией» не состоится, договор заключить с фирмой «Кертис Райт» или с фирмой «Бон Алюминиум Компани» или с одной из европейских фирм (Италия, Германия).

Е. По изготовлению специальных изделий и деталей

С американской фирмой «Веидикс» на постановку производства карбюраторов типа «Стромберг», самопусков «Эклипс», электромеханического и электроинерционного типа и тормозных колес.

Ж. На механическую обработку и изготовление винтов

С американской фирмой «Гамильтон» на техническую помощь на механическую обработку и изготовление винтов из поковок (стальные для втулок и дюралевые для лопастей).

3. По производству клапанов

С американской фирмой «Томсон» на техническую помощь и постановку производства клапанов к авиационным моторам.

И. По производству подшипников

С американской фирмой «Адлисон» на техническую помощь и постановку производства подшипников²*.

К. По моторостроению

1. С американской фирмой «Кертис Райт» на оказание техпомощи по проектированию, постройке и оборудованию двух моторостроительных заводов, одного на 10 тыс. мощных моторов водяного охлаждения типа «Кертис Конкверрор» и другого на 10 тыс. маломощных моторов воздушного охлаждения типа «Райт Ж‑6» 166 л. с. и его модификации и 5 тыс. мощных моторов воздушного охлаждения типа «Райт-Циклон».

2. Приобрести лиценз на вышеуказанные моторы «Кертис Конкверрор» и «Райт» во всех его типах.

При заключении договоров учесть необходимость обеспечить не только получение технической помощи на существующие образцы и методы изготовления, но также и по развитию образцов и методов. Вместе с тем при заключении договоров не связывать получение интехпомощи и приобретение лицензов с покупкой оборудования у данных форм, ориентируясь прежде всего на отечественное машиностроение.

Приобретение технической помощи необходимо связать с максимальным укреплением позиций собственного опытного строительства. В частности, необходимо добиться у фирм, с которыми будут заключать договоры, права использования опыта и знания в области научно-исследовательских лабораторий, изучения методики, закупки специальной аппаратуры и установок и привлечения работников этих лабораторий для руководства отдельными темами в наших лабораториях.

Считая необходимой максимальную экономию в расходовании валюты, поручить комиссии в составе т. Павлуновского , Розенгольца (с правом замены по его указанию), Баранова , Кагановича , Алксниса , Гольцмана , Гая и Горянова пересмотреть все требования на валюту но оборудованию и на техпомощь, с изысканием всех возможностей базироваться на производство и технику внутри СССР. Созыв комиссии - за т. Павлуновским. При единогласном решении комиссии приступать к заключению договоров. Срок работы комиссии месячный.

Неотложные договоры рассмотреть и внести в декадный срок. Разрешить немедленно же приступить к заключению договора с американскими фирмами на техпомощь по алюминиевому литью, ковке и штамповке в пределах суммы валюты в 1 млн. долларов.

III. По выполнению плана строительства и программы 1931 г.

1. Утвердить программу производства авиапромышленности в 1931 г. по самолетам: Р‑5 - 680, ТБ‑1 - 146, Р‑6 - 50, истребители - 376, ТБ‑3 - 3, У‑2 (учебные) - 809, С‑62 бис («Савойя») - 30, ТШ‑7 (штурмовые) - 10, АНТ‑9 - 114, К‑5 - 205, У‑1 - 105, Р‑1 - 302, АП‑2 - 55, П‑1 - 15, [итого] - 2900, в том числе ВВС - 2024; по моторам: М‑17 - 900, М‑22 - 281, М‑11 - 971, М‑15 - 430, М‑27 - 150, М‑26 - 410, М‑19 - 10, М‑34 - 8, ЮУН - 10, [итого] - 3170, в том числе ВВС - 2090.

3. В целях своевременного обеспечения заводов ВАО оборудованием для выполнения большой программы 1932 г.: а) комиссии т. Павлуновского рассмотреть и доложить СТО в декадный срок вопрос об увеличении импортного контингента ВСНХ в 1931 г. на 6,5 млн. руб. на закупку оборудования для заводов Авиапрома; б) обязать НКВТ в наикратчайший срок разместить полностью все заказы на оборудование для авиапромышленности по всем ассигнованиям 1931 г.; в) обязать ВСНХ полностью разместить все потребное для авиапромышленности оборудование в 1931 г. на заводах Союза.

4. Для обеспечения программы 1931 г. принять следующие мероприятия: а) обязать ВАО командировать за границу для освоения опыта иностранных фирм необходимое количество работников, и в первую очередь: по заводу № 24 - 8 инженеров, 8 мастеров, 8 рабочих; по заводу № 26 - 6 инженеров, 4 мастера в Германию на завод «БМВ» в порядке действующего договора на техпомощь и лицензию; по заводу № 29 - во Францию на завод «Гном и Рон» 10 инженеров и 10 мастеров в порядке действующего договора на техпомощь и лицензию; б) обязать ВАО завербовать за границей 45 инженеров и 200 мастеров и рабочих; в) обязать ВСНХ СССР обеспечить подачу заводу № 26 в июле месяце с. г. 200 т шамота и в дальнейшем, начиная с августа с. г., по 50 т в месяц.

5. В основу реконструкции старых заводов и нового строительства положить строгую техническую специализацию, внедрение новейших совершенных методов обработки, а также привлечение и использование иностранной технической помощи.

6. В плане развития авиапромышленности предусмотреть массовое производство маломощных самолетов и моторов.

7. Предложить Президиуму ВСНХ СССР осуществлять постоянное и систематическое руководство и контроль за развертыванием капитального строительства авиационной промышленности и обеспечить последнее всем необходимым для выполнения плана в точно указанные сроки.

8. Создать при Управлении по капитальному строительству ВАО мощный проектный отдел.

9. Обязать Президиум ВСНХ выделить на местах специальные строительные конторы для строительства ВАО.

10. Отнести капитальное строительство авиапромышленности к группе ударных строительств, находящихся под специальным наблюдением ВСНХ.

11. Обязать Союзстрой т. Иванова обеспечить выполнение в срок проектов и чертежей для строительных работ ВАО.

13. Ввиду привлечения большого числа специалистов, в том числе иностранных, обязать Моссовет не позднее 1 января 1932 г. предоставить ВАО 75 квартир и ВОГВФ 25 квартир.

По заводу № 39. Обязать ВСНХ и НКВМ в течение 1931 г. выпустить 20 самолетов (перехватчиков) и 6 тяжелых бомбовозов ТБ‑5.

V. По кадрам

1. Бурный рост авиационной промышленности за период 1931‑1934 гг. потребует особого внимания к вопросам подготовки кадров. Наличные количества квалифицированной рабочей силы, инженерно-технического персонала и имеющаяся сеть учебных заведений Авиаобъединения не обеспечивает выполнения плана развития авиапромышленности.

2. Предложить ВСНХ СССР укрепить аппарат ВАО и руководящий состав заводов авиапромышленности.

3. Отделу кадров ВСНХ и начальнику ВАО обратить особое внимание на подбор директоров предприятий авиапромышленности.

4. Обязать ВАО в контрольных цифрах на 1932 г. предусмотреть средства на улучшение культурно-бытовых и жилищных условий.

5. Обязать НКСнаб, совместно с ВАО, в двухдекадный срок наметить конкретно мероприятия по коренному улучшению снабжения рабочих авиапромышленности и представить на утверждение СНК.

6. Для обеспечения производственной программы 1931 г. квалифицированной рабочей силой предложить ВАО: а) из числа обучающихся 17 тыс. чел. рабочих обеспечить выпуск в текущем году не менее 6 тыс. чел. Кроме того, немедленно развернуть подготовку рабочих средней квалификации в выпустить их в текущем году не менее 4 тыс. чел., в том числе 1 тыс. чел. без отрыва от производств; б) перебросить с московских авиазаводов необходимое количество квалифицированных рабочих (медников, токарей и фрезеровщиков) на завод № 39 для обеспечения в установленный срок выполнения специального задания.

7. В месячный срок перебросить из других отраслей промышленности квалифицированных рабочих (4‑7 разряд): а) для завода № 26 - обязать т. Колотилова перебросить не менее 800 чел. ВСНХ СССР передать в ведение завода № 26 в Рыбинске завод быв. «Металлист» им. Ягоды со всем оборудованием и личным составом; б) для завода № 29 - обязать т. Косиора С . перебросить не менее 250 чел., а также передать Запорожский механический завод (быв. Кацена), находящийся на консервации, в ведение завода № 29 для подготовки кадров; в) для завода № 24 - обязать т. Рындина перебросить 200 чел.

8. Обязать ВСНХ СССР выделить в первую очередь 630 станков для ВАО из фондов станков, предназначенных для школ ФЗУ.

9. Обязать ВАО и текущем году развернуть дополнительную подготовку рабочей силы для вновь строящихся заводов в количестве 16 тыс. чел., в том числе на базах ЦИТа при вновь строящихся заводах 9,5 тыс. чел.

Секретарь Совета труда и обороны И. Мирошников

Примечания:

1 * Институт авиационных моторов (ИАМ) создан решением Реввоенсовета 3 декабря 1930 г. Приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР 29 июля 1932 г. переименован в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Занимался конструированием и разработкой образцов авиационных моторов и их агрегатов.

2 * Договор с фирмой «Адлисон» заключить в том случае, если не будет заключен договор с фирмой «Бон Алюминиум Компани» на оказание технической помощи и постановку производства алюминиевого литья и подшипников (Прим. док .).

3 * В справке НК РКИ о выполнении постановления СТО СССР от 25 июля 1931 г., указывалось, что по состоянию на 1 декабря 1931 г. сделано: I. По опытному строительству: п. 1, 11, 12 и 17 не выполнены; п. 14 и 18 выполнены частично; п. 13, 15 и 16 выполняются с запозданием. Пункт 2: отмечены достижения по Институту авиационных моторов - успешно завершены работы по мотору М‑34, отмечены удовлетворительные результаты в области исследования и применения новых авиационных сплавов. Пункт о привлечении иностранной помощи выполняется неудовлетворительно. Пункт 3: моторостроение - «при ИАМе создан специальный отдел серийного производства, разработано положение о его работе и порядок введения опытных образцов в серию», начато изучение методики «Гипроспецмета по проектированию технологических процессов и оборудованию заводов серийного производства». Самолетостроение, специальный отдел ЦАГИ по внедрению опытных образцов в серийное производство не ведет работы должными темпами из-за отсутствия достаточно квалифицированных инженеров. Пункт 4: ИАМ распределил свои опытные моторы по заводам серийного производства, учтя их производственные возможности и опыт. Однако по самолетам полная увязка отсутствует: АНТ‑14 выпуска 1930 г. до этого момента полностью не испытан и не включен в серийное производство 1932 г. Пункт 5: в ИАМе активизирован процесс по созданию технологического отдела; в ЦАГИ проведены большие работы по хромомолибденовым трубам. Пункт 6: запроектированы самолеты ТШ и ТБ-4 стальной конструкции; на 1932 г. в серийное производство включены тяжелые самолеты ТБ‑3, ТБ‑1, АНТ‑9. Пункт 7: ИАМ создал нефтяной отдел, где проводятся эксперименты с одноцилиндровыми установками, начаты работы по проектированию дизель-моторов. Однако в части привлечения иностранной технической помощи для постройки 5 дизелей и по вопросам остановки мотора в воздухе постановление не выполнено. Пункт 8: успешно проведены испытания и начато серийное производство мотора 65 НР. В ЦАГИ запроектированы и будут построены в 1932 г. 2 маломощных самолета, однако массовый выпуск маломощных самолетов на повестку дня не поставлен. Пункт 9 выполнен полностью. Пункт 10: капитальное строительство опытных организаций идет неудовлетворительно; Президиум ВСНХ специальных указаний не дал и не контролировал выполнение этого решения трестами и объединениями. II. По иностранной технической помощи: ВАО был разработан план реализации постановления по привлечению иностранной технической помощи и представлена смета. Однако иностранный отдел ВСНХ не оформил командировок и не перевел необходимые средства. Все пункты этого раздела не выполнены. III. По выполнению плана строительства и программы 1931 г.: выполнены только пункты 4“в”, 5, 8, 11 и 12. V. По кадрам: не выполнены пункты 6“б”, 7“в”, 8, 11‑14, 17, 18. Разделы VI‑VIII выполнены полностью. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 5. Д. 163. Л. 123‑136).

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 5. Д. 62. Л. 3-16. Заверенная копия.

ОАО «Всеросси́йский институ́т лёгких спла́вов» (ОАО «ВИЛС» ) - одно из ведущих предприятий в Российской Федерации по разработке новых технологий и производству изделий из специальных сплавов. Институт специализируется на разработке и выпуске инновационной, наукоёмкой продукции и обладает для этого полным производственным циклом, а также исследовательской и испытательной базой. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Всероссийский институт лёгких сплавов». Ранее имел название Всесоюзный научно-исследовательский институт технологии лёгких и специальных сплавов. Штаб-квартира - в Москве по адресу ул. Горбунова , дом 2.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вместе с тем, новые композиции сплавов и новые композиции материалов, несмотря на их многообразие, не всегда оказываются исчерпывающим средством для решения конструкционных задач.

    Не менее важное значение имеет решение проблем по технологии производства новых материалов и новых изделий для двигателей ракет и самолетов, развитие которых связано с непрерывным повышением температурных параметров, выдвигает особые требования к материалам.

    Институты, соприкасающиеся с металлургической и металловедческой тематикой, ведущие изыскание композиций сплавов и изучение их свойств из-за отсутствия производственной базы, позволяющей осуществлять эксперименты и вести разработку промышленной технологии, оказались не в состоянии решать перечисленные выше важнейшие проблемы.

    Для быстрейшей ликвидации отставания в разработке технологии новых металлических материалов от уровня задач ракетной и оборонной техники назрела неотложная необходимость создания специального института технологий легких и специальных сплавов. Актуальность создания такого института вытекает так же и из других соображений: производство легких сплавов вырастает за последние годы в мощную, новую в стране, отрасль промышленности, не имея специализированной отраслевой научно-исследовательской организации, будет встречать серьёзные трудности в решении поставленной задачи - превысить к 1965 году современный уровень производства США.

    Наиболее целесообразно такой институт создать на базе завода № 65 и ОКБ-65.

    В составе Всесоюзного научно-исследовательского института технологии легких и специальных сплавов предусмотреть: исследовательские лаборатории по соответствующим научным направлениям, опытный завод (на самостоятельном балансе), ОКБ по печному оборудованию, ОКБ по изделиям из новых металлов и ОКБ по специальному оборудованию.

    Присвоить Всесоюзному научно-исследовательскому институту технологии легких и специальных сплавов первую категорию.

    Выдающиеся ученые

    Производство материалов и полуфабрикатов сертифицировано Авиационным Регистром Межгосударственного авиационного комитета (Авиарегистр МАК).

    Показатели деятельности

    Основные показатели деятельности по РСБУ (за 9 мес. 2011 г.):

    • Выручка - 1903 млн руб. (1393 млн руб. – за 9 мес. 2010 г., ▲ 36,6 %)
    • Прибыль от продаж - 293 млн руб. (95 млн руб. за 9 мес. 2010 г., ▲ 208 %)
    • Рентабельность продаж - 15,4 %.

    В 2011 году ожидается рост продаж более 20 % по сравнению с 2010 годом при рентабельности продаж на уровне 14-16 % .

    Научная деятельность

    ВИЛС является основоположником многих научных веяний и направлений развития металлургии специальных сплавов. Такие широко известные сегодня решения, как применение алюминия в строительстве или жаропрочных порошков в авиационном двигателестроении, получены именно специалистами института.

    На ВИЛСе продолжают свои научные исследования и разработки и ученые с мировым именем:

    • Синявский В.С. д.т.н., профессор. Крупный учёный в области коррозии и защиты алюминиевых сплавов.
    • Елагин В.И. д.т.н., профессор. Почётный деятель науки и техники города Москвы.
    • Эскин Г.И. д.т.н., профессор
    • Захаров В.В. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Бер Л.Б. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Гарибов Г.С. д.т.н., профессор
    • Бережной В.Л. д.т.н., доцент
    • Воробьев Н.А. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Конкевич В.Ю. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Полькин И.С. д.т.н., профессор
    • Телешов В.В. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Швечков Е.И. д.т.н., Главный научный сотрудник
    • Филатов Ю.А. д.т.н., старший научный сотрудник
    • Конкевич В.Ю. д.т.н, профессор. Почётный деятель науки и техники города Москвы.

    В ОАО «ВИЛС» в настоящее время работают 54 кандидата и 15 докторов технических наук, действуют 42 патента на изобретения (2 патента получено в 2009 году).

    ОАО «ВИЛС» традиционно уделял большое внимание подготовке научных кадров высшей квалификации (кандидаты и доктора технических наук). За более чем 40 лет существования аспирантуры её закончили и успешно защитили кандидатские диссертации более 300 специалистов нашего института и металлургических предприятий.

    В настоящее время в ОАО «ВИЛС» работают 54 кандидата и 15 докторов технических наук, являющихся ведущими специалистами в своей области, которые могут быть научными руководителями аспирантов. Под их руководством аспиранты выполняют диссертационные работы по наиболее приоритетным в настоящее время направлениям науки и техники. Представляют интерес как темы диссертационных работ исследования, основные направления которых приведены в разделе «Наука» настоящего веб-сайта.

    Аспирантам предоставляется возможность публикации результатов своих работ в журнале «Технология лёгких сплавов», а также возможность участвовать в научных конференциях. Знакомиться с новейшими публикациями о достижениях в области металлургии аспиранты имеют возможность в библиотеке ОАО «ВИЛС».

    Срок обучения - 4 года.

    Вступительные экзамены (в объеме действующих программ для высших учебных заведений):

    • специальность
    • философия
    • иностранный язык

    Примечания

    Программа холодной прокатки была разработана Ю.Г.Музалевским совместно со старшим мастером К.А.Болотновым. Результаты первых механических испытаний сильно поразили нас и привели в восторг, ибо сопротивление разрыву и относительное удлинение превосходили задание по техническим условиям. Результаты механических испытаний образцов, закаленных в цеховых условиях, оказались очень хорошими и вполне удовлетворяющими. С результатами механических испытаний был ознакомлен и инженер В.А.Буталов. И было это в апреле 1922 года. Для доклада правлению о результатах работы в Москву выехали вместе Ю.Г. Музалевский и В.А.Буталов.

    С нетерпением ждали мы возвращения Юрия Григорьевича. И вот. придя утром в наш цеховой кабинет, я встретил входящего Ю.Г.Музалевского. Поздоровавшись со мной, он рассказал о том, что на совещании в правлении председатель совещания Н.А.Калмыков не дал слова для доклада ему, Музалевскому, предоставив его Буталову, который весь успех дела получения высоких механических качеств дюралюминии полностью приписал себе. Юрий Григорьевич был крайне возмущен таким неблаговидным поступком Буталова.

    Возвращались в Кольчугино они уже в разных вагонах.

    Ю.Г. Музалевский уехал в мае 1922 года, поступив на бывший велосипедный завод «Дукс» в Москве, где строились деревянные самолеты и где директором был И.М.Немцов, ранее состоявший директором Кольчугнского завода.

    Как впоследствии нам стало известно. В.А.Буталов был награжден правлением Госпромцвета крупной денежной премией «за освоение производства дюралюминия». Вместе с тем мне стало известно также о том, что на совещании в правлении Н.А.Калмыков умышленно не дал Ю.Г.Музалевскому слова для доклада, исходя исключительно из личной большой неприязни и нему, имевшей давние глубокие корни.

    После ухода с завода Ю.Г. Музалевского некоторое время мне пришлось выполнять обязанности заведующего прокатными цехами. Работа по производству дюралюминиевых листов продолжалась. В ней принимали участие старший мастер меднопрокатного завода И. А. Балакин, старший мастер латунного завода К.А.Болотников и его помощник И.Ф.Сухореэов, а также техник металлографической лаборатории И.И.Михайлов и лаборант К. В. Передельский.

    В.А. Буталов заходил в прокатные цехи и знакомился с результатами испытаний. Иногда мы вызывали его в меднопрокатный цех на горячую прокатку дюралюминия, если при прокатке некоторые слитки разваливались.

    Однажды Буталов сообщил мне, что он ввел в состав дюралюминии небольшое количество никеля. На мой вопрос, зачем введем никель, сообщил, что это сделано в обход немецкого патента на производство дюралюминия, что теперь этот сплав будет называться кольчугалюминием.

    Вот так и был Буталовым создан «новый» сплав. Введение никеля совершенно не повлияло на разработанную ранее прокатными цехами программу прокатки, ни на температурный режим термической обработки, ни ка конечные механические качества готовых изделий, так как кольчугалюминий, по сути дела, представлял собой дюралюминий, загрязненный небольшим количеством никеля, не улучшавшего и не ухудшавшего механических качеств сплава.

    С той поры продолжалось производство изделий из кольчугалюминия. В технический процесс производства никаких изменений не вносилось…»

    Вот такой «человеческий фактор»! Все лавры достались В.А.Буталову, и спустя полвека, когда отмечалось 50-летие металлического самолетостроения, в 1974 году в статье «Судьба крылатого металла» в «Литературной газете» его сравнивали с лесковским Левшой. Но на счету этого «Левши» только и есть кольчугалюминий. В 1925 году он ушел с кольчугинского завода и сразу перестал вникать в секреты своего изобретения, разрабатывать дальше. Но много писал о кольчугалюминии. Преподавал, издал учебник по теории цветметобработки.

    Ю.Г.Музалевский, напротив, в 1924 году с головой ушел в секреты авиационных сплавов, сделал ряд открытий и по законам своего времени сам превратился в «секрет», в закрытую личность с бланком «совсекретно». Несколько лет он руководил заводом легких сплавов в Сетуне. Заслуги Ю.Г. Музалевекого трудно переоценить. Он создал целую научно-технологическую школу, обеспечившую успешное решение задач в области становления и разметил технологии производства легких сплавов.

    Несмотря на все перипетии, интриги и производственные трудности и неувязки, заслуги кольчугинцев в деле создания «крылатого металла» несомненны, они были первопроходцами в этом деле, они первыми открыли дорогу в небо отечественным авиаторам.

    Государственный оптический завод (ГОЗ) № 95 ВСНХ , Завод Крезо

    /г. Петроград, г. Ленинград ул. Чугунная, 20 (1926г.)/

    Завод Крезо основан после начала I -й Мировой войны. Работал проф. А.Л. Гершун, перешедший с Обуховского завода.

    В 09.1921г. Завод оптического и механического производств получил название Государственный оптический завод (ГОЗ) № 95, в 06.1926г. – в ведении ТОМП ГУМП ВСНХ. Входил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.), в 06.1926г. в мобилизационном отношении подчинялся подотделу вооружения ВПУ ВСНХ . 125 В 1930г. предприятие вновь стало называться ГОЗ. См. завод № 349.

    Завод № 95 НКТП, НКОП, НКАП, МАП , п/я 3, Специализированный завод по обработке легких металлов НКТП , Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод им. В.И. Ленина Свердловского СНХ, МАП , Р-6189, Верхнесалдинский металлургический комбинат МАП , Верхнесалдинское металлургическое ПО(ВСМПО) им. В.И. Ленина МАП , АО «ВСМПО»

    /пос. Сетунь, ст. Кунцево Московской обл.; 624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл. ул. Парковая, 1 «Север»/

    /624760 г. Верхняя Салда Свердловской обл., ул. Парковая, 1 тел. 23-832, 21-304 www . vsmpo . ru /

    Специализированный завод по обработке легких металлов начал строиться в 1929г. (возможно, это завод № 45), введен в эксплуатацию 1.07.1933г. в Кунцево. По пр. НКТП № 12с от 11.01.1934г. и ГУАП № 6/38 от 29.01.1934г. завод № 95 Главцветметобработки НКТП передан в ведение ГУАП «для организации специальной кузнечно-штамповочной и металлообрабатывающей базы для нужд самолетостроения и развития производства проката труб и профилей из мягких сплавов» . К 1936г. завод вошел в состав подсобного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936г. передан в ведение 1ГУ НКОП (и на 12.1938г.). Далее действовал в 6ГУ НКАП. По пр. № 240с от 18.03.1941г. завод передан в 9ГУ НКАП.

    Производство листового проката и профиля из цветных металлов. В 1932-36г. был основным производителем дюралюминия в стране.

    В соответствии с пост. СТО № 450-94с от 16.04.1934г. на заводе организован ОРС. Расп. ГУАП № 409 от 29.12.1935г. заводу предписано закончить проект реконструкции к 25.01.1936г.

    Пост. СТО от 15.01.1937г. и пр. № 0026 от 4.02.1937г. заводу поручено изготовить в 1937г. дюралевые поковки втулок и лопастей для 6750 в/винтов. Пр. № 0032 от 8.02.1937г. заводу предписано в 3-м квартале закончить расширение литейного, прокатного и трубо-прессового цехов; пр. № 00116 от 28.05.1937г. – для обеспечения подготовки производства самолета Вулти к 1.08.1937г. закончить освоение производства прессованных профилей, гофра, горячей штамповки и тонкостенных алюминиевых труб. По пр. № 00276 от 20.12.1937г. заводу поручено обеспечить завод № 24 поковками из легких сплавов для мотора М-62.

    В соответствии с Пост. ГКО № 741с от 8.10.1941г. и пр. № 1053сс от 9.10.1941г. завод № 95 9ГУ НКАП эвакуирован на площадку строительства завода № 491 НКАП и объединен с ним с образованием единого завода № 95 НКАП. Металлургия (9ГУ). В его состав влит также завод «Стальконструкция». В 1945г. награждён орденом Ленина.

    Производство цветного литья (дюраль, алюминий), проката, стального литья.

    По пр. № 1069с от 14.10.1941г. заводу передана часть оборудования завода № 150 НКАП.

    По пр. № 81с от 26.01.1942г. на площадке эвакуированного завода в Сетуни образован филиал завода № 95 для производства литых заготовок и штамповок.

    С 03.1946г. завод № 95 (г. Верхняя Салда) – в ведении 9ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 713-342 от 26.06.1957г. передан в Свердловский СНХ РСФСР, в 1961г. Верхне-Салдинский металлообрабатывающий завод – в ведении его Управления общего машиностроения, с 01.1963г. – Управления точного машиностроения Средне-Уральского СНХ. С 03.1965г. – в ведении МАП. 81 Имел наименование «п/я 3». В 1971г. завод награждён орденом ТКЗ, в 1983г. – орденом Октябрьской Революции. Вехне-Садлинский завод им. Ленина МАП имел наименование «п/я Р-6189» (1984г.). 62 В 1972г. Верхнесалдинский меткомбинат 8ГУ, в 1987г. завод – головное предприятие ВСМПО 8ГУ МАП. В состав ВСМПО, «п/я Р-6189», входил также Верхнесалдинский чугунолитейный завод (1987г., имел те же реквизиты). Далее в составе ВСМПО: плавительно-литейный завод, кузнечный завод, листопрокатный завод, трубопрофильный завод, завод ТНП «Урал».

    После войны начато производство титана, изделий из алюминиевых и никелевых сплавов. В 1955-56г. освоена выплавка титановых сплавов в вакуумно-дуговых печах по технологии ЦНИИ-48 и производство титановых профилей и листа. В 1960-е г. освоено производство слитков массой 4 т, а в 1970-75г. – 15-тонных слитков (впервые в мире).

    Изготавливал комплектующие для ОК «Буран».

    В 1998г. ВСМПО приобрело ОАО «Ависма», в результате слияния образована корпорация «ВСМПО-Ависма».

    Производство (2002г.): цветное литье (титан и алюминий), штамповки, полуфабрикаты; нержавеющая сталь, ферротитан.

    Имело филиалы (2002г.)- АО «Титан-Сервис» (г. Белгород), ООО «Корпорация «Титан-Восток» (г. Владивосток), ЗАО «Тандем- S » (г. Москва).

    Имелись цеха (2007г.): № 7, 21. На базе одного из цехов создано ОАО «Урал», изготовлявшее ножи.

    Количество оборудования (05.1946г.)- 467 м/р станков.

    Численность персонала (05.1946г.)- 3141 раб., (1972г.)- 16200 чел., (2002г.)- 12913 чел.

    Директор (1.01-5.09.1934г.)- А.М. Конторщиков; и.о. (5.09.1934г.-)- Ю.Г. Музалевский; (12.1934; 09.1935г.)- Ю.Г. Музалевский, (26.02.1935г.-)- К.А. Смирнов, (-02-20.12.1937г.)- С.М. Лещенко (снят); и.о. (12.1937г.)- И.С. Выштынецкий; (12.1937-; 15.06.1938-41г.-)- И.С. Выштынецкий, (01.1942г.)- Селихов, (-01.1943-05.1946г.-)- С.М. Лещенко, (02.1975г.)- Агарков. Гендиректор (1987г.)- В.К. Александров, (1992-2006г.-)- В.В. Тетюхин.

    Зам. директора (22.10.1934г.-)- Н.А. Карякин, (-17.05.1937г.)- Ю.Г. Музалевский, (27.05.1937г.-)- И.С. Выштынецкий, (10.10.1938г.-)- М.П. Семенов. Зам. гендиректора: по маркетингу (2002г.)- В.А. Куцанкин; по реконструкции (2002г.)- А.И. Гришечкин; по финансам (2002г.)- В.П. Ячменев. 69 Помощник директора: по материально-финансовой части (07.1934г.)- Страхов; по рабочему снабжению (07.1934г.)- Кочко.

    Технический директор (22.10.1937г.-)- Ю.Г. Музалевский.

    Гл. инженер (-17.05.1937г.)- Ю.Г. Музалевский, (27.05.1937г.-)- И.С. Выштынецкий, (10.10.1938г.-)- М.П. Семенов, (05.1946г.)- Журавлёв .

    Гл. металлург (09.1935г.)- С.М. Воронов. 139 Гл. механик (02.1936г.)- Воронов.

    Начальник управления по кадрам (2006г.)- В.И. Горбань.

    Начальники цехов: опытного (07.1934г.)- В.А. Шепшелевич; литейного (09.1935г.)- М.П. Семенов; прокатного (09.1935г.)- А.Ф. Белов; трубо-прессового (09.1935г.)- И.С. Виштынецкий; кузнечно-штамповочного (09.1935г.)- Б.Ф. Румянцев; ремонтно-строительного (07.1934г.)- Клюков.

    Зам. начальника цеха: инструментально-механического (07.1934г.)- М.И. Чекмарев. 133

    Начальники отделов: секретного (1987г.)- А.Н. Силин, В.Н. Степанов.

    Филиал завода № 95 НКАП

    /пос. Сетунь ст. Кунцево Московской обл./

    По пр. № 81с от 26.01.1942г. на площадке эвакуированного завода в Сетуни образовался филиал завода № 95 для производства литых заготовок и штамповок. Директор- Селихов.

    По расп. СМ СССР № 2177рс от 1.02.1943г. и пр. НКАП № 67с от 5.02.1943г. филиал с 1.02.1943г. преобразован в самостоятельный завод № 65 НКАП.

    Директор- Селихов.

    Верхнесалдинский завод металлоконструкций НКСтроя

    /г. Верхняя Салда/

    Строился в 1941г. В соответствии с постановлением ГКО № 99сс от 11.07.1941г. на площадку строительства завода эвакуирована основная часть завода № 371 НКВ из Ленинграда и цех генераторов завода «Электросила». Вероятно, влит в состав завода № 95 НКАП.

    Верхнесалдинский чугунолитейный завод ВСМПО

    /624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл. ул. Парковая, 1 «Север»/

    В 1987г. входил в состав ВСМПО.

    Директор- Н.Ф. Калмыков.

    Березниковский магниевый завод НКЦМ , Березниковский титано-магниевый комбинат, ОАО «Титано-магниевый комбинат «Ависма»

    /г. Березники Пермской обл./

    Березниковский магниевый завод вступил в строй в 1936г., был одним из двух заводов в стране по производству магния (наряду с Днепровским заводом). Продолжал строиться в годы ВОВ. 15.12.1942г. вышло пост. ГКО № 2624 о строительстве ТЭЦ Березниковского магниевого завода НКЦМ. 13.09.1943г. вышло расп. ГКО № 4097 о бесперебойном снабжении завода электроэнергией; 30.04.1944г. – пост. ГКО № 5781 о неотложных мерах помощи строительству ТЭЦ завода.

    В 1960-е г. – титано-магниевый комбинат.

    Поставщик полуфабрикатов (титановой губки) для авиапрома. В 1998г. ОАО «Ависма» слита с АО ВСМПО в корпорацию «ВСМПО-Ависма».

    В составе комбината (2012г.): цех № 32 – химко-металлургический по производству тетрахлорида титана.

    Гендиректор (2003г.)- В.В. Тетюхин. И.О. Гендиректора (2005г.)- В. Танкеев.

    Технический директор (2003г.)- В. Беседин. Директор по техническому обеспечению, реконструкции и ремонтам (2006г.)- В. Беседин.

    Председатель совета директоров (-11.2203г.)- В. Брешт, (11.2003г.-)- В. Беседин.

    Член совета директоров ОАО «Ависма» (-11.2003г.)- О. Джоджуа, (11.2003г.-)- Е. Ольховик.

    ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма»

    /624600 г. Верхняя Салда Свердловской обл., ул. Парковая, 1 тел. 20-271 www.vsmpo.ru/

    Корпорация «ВСМПО-Ависма» создана в 1998г. в результате слияния АО ВСМПО и ОАО «Ависма». Крупнейший в мире (в 2007г. – 27500 т) производитель титана. Титановые полуфабрикаты поставлялись в т.ч. корпорациям Boeing и Airbus . В 2006г. компания приобретена «Рособоронэкспортом», в 09.2008г. вошла в состав госкорпорации «Ростехнологии».

    В 2009г. должность президента компании упразднена.

    7.07.2009г. создано СП «Урал Боинг Мануфактуринг» по выпуску штампованных полуфабрикатов для самолетов Boeing .

    Численность персонала (2010г.)- около 21 тыс. чел.

    Гендиректор (-2003-09.2008г.)- В.В. Тетюхин, (09.2008-12.07.2009г.)- Е. Романов, (13.07.2009-12г.-)- М.В. Воеводин. Президент (2008-03.2009г.)- В.В. Тетюхин, (03-07.2009г.)- М.В. Воеводин.

    Зам. гендиректора: по планированию и управлению производством (-2005-06г.-)- Н. Мельников; по маркетингу и продажам (2005г.)- В. Брешт; (2012г.)- А. Миндлин.

    Директор: технический (2008г.)- И.А. Сизиков; по техническому обеспечению, реконструкции и ремонту (2005г.)- В. Беседин; по маркетингу и сбыту (-2007-08г.-)- О.О. Ледер; финансовый (-2007-08г.-)- А.В. Семенцов; по правовым вопросам и связям с общественностью (-2006-12г.-)- А. Кисличенко.

    Начальник управления по кадрам (2007г.)- В.И. Горбань.

    Руководитель пресс-службы (2007г.)- С. Леднов.

    Председатель совета директоров (2003г.)- О. Ледер, (-1998-2006г.)- В. Брешт, (11.2006г.-)- С.В. Чемезов.

    Зам. председателя совета директоров (2012г.)- М. Шелков.

    Член совета директоров (-10.2005-09г.-)- В.В. Тетюхин, (-10.2005-06г.-)- Н. Мельников, (-10.2005-06г.-)- В. Беседин, (-10.2005-06г.)- В. Брешт, (-10.2005-06г.)- Д. Келли, (-10.2005-06г.)- Дж. Монахан; (-10.2005г.)- О. Царьков; (10.2005-06г.)- П. Ризаненко, (11.2006г.-)- А. Алешин, (11.2006г.-)- М.В. Воеводин, (11.2006г.-)- М. Шелков.

    Верхне-Салдинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Верхне-Салдинский чугуноплавильный и железоделательный завод ВСНХ

    /Верхотурский у. Пермской губ. (1909г.); ст. Верхняя Салда Пермской ж/д Уральской обл. (1925г.)/

    После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, в 11.1921г. завод – в ведении ГУМП ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . В В 1935г. действовало Управление по строительству завода «Тагилстрой» НКТП.

    Общая численность рабочих всех заводов наследников П.П. Демидова (кроме Александровского) (1909г.)- 7343 чел . Численность персонала (11.1921г.)- 1000 раб., (1.09.1925г.)- 1242 чел. (в т.ч. 1168 раб.).

    Производство (всех заводов): железо листовое, сортовое, кровельное и котельное; болты, гайки, заклепки, запчасти для машин; рельсы, накладки и подкладки для ж/д; сталь пудлинговая, цементная, чугунное литье, болванки (1909), 153 сортовое железо, рельсы (1925).

    Нижне-Салдинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Нижне-Салдинский чугуноплавильный и железоделательный завод ВСНХ , Нижнесалдинский металлургический завод, Салдинский металлургический завод (СМЗ), АО «СМЗ», ООО «Нижнесалдинский металлургический завод» (НСМЗ)

    /Нижне-Салдинский завод Верхотурского у. Пермской губ.; г. Нижняя Салда Свердловской обл./

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, в 11.1921г. завод – в ведении ГУМП ВСНХ, в 09.1925-07.1927г. Салдинский завод – в ведении Нижне-Тагильского треста УралоблСНХ. 64 В ходил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). 125 В 1930-е г. – Нижнесалдинский металлургический завод.

    ООО НСМЗ образовано в начале 2002г. на базе обанкроченного СМЗ. С 08.2003г. входит в «Евразхолдинг».

    Монополист по выпуску рельсовых скреплений.

    Численность персонала (11.1921г.)- 1500 раб., (1.09.1925г.)- 2369 чел. (в т.ч. 2184 раб.).

    Директор (1930-е)- Мазит, О. Почивалов.

    Гендиректор НСМЗ (-08.2003г.)- В. Костарев, (08.2003г.-)- А. Полушин. Ъ-2.09.03

    Гл. энергетик (-1937г.)- А.И. Чурин.

    Начальники цехов: электроцеха (1930-е)- А.И. Чурин; паросилового (1930-е)- А.И. Чурин.

    Работали: (1933-37г.)- А.И. Чурин.

    Производство: чугун, сортовое железо, рельсы (1925).

    Александровский чугуноплавильный и чугунолитейный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Александровский завод

    /с. Александровский завод Александровской вол. Соликамского у. Пермской губ./

    В 1909-15г. предприятие – в ведении Чердынского горного округа Горного департамента. Производство чугуна.

    Был в 1943г.

    Численность персонала (1909г.)- 203 раб. 153

    Гл. инженер (1940-43г.)- А.В. Топчиев.

    Нижне-Тагильский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Нижне-Тагильский механический завод ВСНХ , Нижнетагильский завод НКЧМ

    /с. Нижнетагильский завод Верхотурского у. Пермской губ.; ст. Нижний Тагил Пермской ж/д (1925г.)/

    В 1909-15г. предприятие – в ведении Южно-Верхотурского горного округа Горного департамента. Производство чугуна.

    Пост. президиума ВСНХ от 24.09.1918г. заводы Нижне-Тагильского горного округа (бывш. Демидова) национализированы. Далее завод передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . В ходил в число предприятий, работающих на оборону (пост. СТО № 158 от 1.07.1925г.). 125 Был в 11.1943г.

    Численность персонала (1.09.1925г.)- 3004 чел. (в т.ч. 2772 раб.).

    Производство: чугун, кровельное железо (1925).

    Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), ОАО «НТМК»

    /Московское представительство: г. Москва Коробейников пер., 22/1/

    Образован в 1957г. объединением Кукарского, Ново-Тагильского металлургического производства, коксохимического и огнеупорного заводов.

    Комбинат имел (1998г.) 6 доменных печей, из которых в 1998г. были остановлены 4.

    Входил в НП (некоммерческое партнерство) «Консорциум «Русская сталь» (2003г.), «Евразхолдинг» (2003г.-).

    Гендиректор (1999-2005г.)- С.К. Носов.

    1-й зам. гендиректора (1998-2000г.)- С.К. Носов. Зам. гендиректора: по экономике и финансам (1999-2000г.)- М.Ю. Слободин; по безопасности (1999-2005г.)- К. Кислицкий.

    Управляющий директор (2002-01.2005г.)- С.К. Носов. И.О. управляющего директора (01.2005г.)- А. Кушнарев. Управляющий директор (02.2005г.-)- А. Кушнарев. Коммерческий директор- А. Сидельник. Директор по информационным технологиям (2006г.)- И.В. Суковатин.

    Гл. инженер (2002-01.2005г.)- А. Кушнарев.

    Зам. гл. инженера по технологической части (1933-35г.)- А.Н. Кузьмин.

    Работали: (1931-35г.)- А.Н. Кузьмин.

    Кукарский металлургический завод

    /г. Нижний Тагил Свердловской обл./

    Был в середине XIX в. В 1957г. вошел в НТМК.

    «Тагилстрой» НКТП , Ново-Тагильский металлургический завод, комбинат НКЧМ

    /г. Нижний Тагил Свердловской обл./

    Построен в 1920-30-е г. В 1935г. действовало Управление по строительству «Тагилстрой» НКТП. В 1943-44г. завод – в ведении НКЧМ.

    В соответствии с распоряжением ГКО № 331 от 30.07.1941г. оборудование и конструкция доменной печи № 4 «Запорожстали» эвакуирована на Ново-Тагильский меткомбинат. В соответствии с пост. правительства от 13.11.1941г. образован «Тагилстрой» Главпромстроя НКВД. В 12.1941г. введен встрой прокатный стан. 1.11.1942г. вышло постановление ГКО № 2465 о мероприятиях по обеспечению ввода в действие пусковых объектов завода. 7.01.1943г. вышло постановление ГКО № 2714 об обеспечении нормальной работы электростанции завода; 9.09.1943г. – распоряжение ГКО № 4074 об обеспечении рабочей силой строительства комбината. 12.09.1943г. вышло постановление ГКО № 4090 о мерах по обеспечению нормальной работы ТЭЦ завода. 15.09.1943г. вышло постановление ГКО № 4132 о неотложных мерах помощи строительству Ново-Тагильского меткомбината, осуществляемого НКВД; 18.12.1943г. – распоряжение ГКО № 4805 о сокращении объемов работ на строительстве завода в связи с задержкой поставки оборудования. 30.04.1944г. – постановление ГКО № 5757 о восстановлении доменной печи № 2 завода. По 1945г. были введены в эксплуатацию: доменная печь, 4 мартеновских печи, бандажный цех, две коксовые батареи, две аглоленты Высокогорского рудоуправления, два турбогенератора и котел ТЭЦ, вспомогательные цехи и танкодром для завода № 183.

    В 1957г. вошел в НТМК.

    Начальник отдела организации работ (1934г.)- А.М. Исаев.

    Черно-Источинский и Антоновский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато

    /Верхотурский у. Пермской губ. (1909г.); Черноисточинский завод и Антоновский завод Нижне-Тагильского округа Уральской обл. (1925г.)/

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    После революции Черно-Источинский и Антоновский заводы национализированы и переданы в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. заводы – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ .

    В 10.1925г. Черноисточинский завод находился на консервации, Антоновский пущен 4 октября.

    Численность персонала (1.09.1925г.)- 70 чел. (в т.ч. 65 раб.).

    Производство: котельное железо (1925). 125

    Висимо-Уткинский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Висимо-Уткинский завод ВСНХ

    /Висимо-Уткинский завод Верхотурский у. Пермской губ./

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    Висимо-Шайтанский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Висимо-Шайтанский завод ВСНХ

    /Висимо-Шайтанский завод Верхотурского у. Пермской губ./

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    В 09.1925г. завод – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . К 10.1925г. завод был ликвидирован. 125

    Лайский чугуноплавильный и железо-сталеделательный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато

    /Верхотурский у. Пермской губ./

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    Выйский медноплавильный завод наследников П.П. Демидова и Князя Сан-Донато, Выйский завод ВСНХ

    /Выйский завод Верхотурского у. Пермской губ./

    В 1909г. предприятие – в ведении Горного департамента.

    После революции завод национализирован и передан в ведение Управления Высокогорского района Отдела металла ВСНХ, 64 в 10.1925г. – в ведении Нижне-Тагильского округа УралоблСНХ . К 10.1925г. завод был ликвидирован. 125

    Численность персонала (1.09.1925г.)- 9 чел. (в т.ч. 8 раб.).

    Производство: медь штыковая, листовая и сортовая, меднокотельные изделия (1909). 153

    Майкорский завод наследников Демидова, Майкорский металлургический завод ВСНХ

    /Майкорский завод Пермской обл./

    Был в 1913г.

    В 10.1925г. завод – в ведении Прикамского округа УралоблСНХ .

    Свою биографию Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) начинает далеко от Урала.
    Место его рождения - подмосковный поселок Сетунь, где в 1929 году начались работы по строительству завода нового поколения (для того времени, конечно) по производству дюралюминия. В конце 20-х годов это был самый передовой металл, необходимый для самолето-, автомобиле-, судостроения. Причем потребности в нем возрастали буквально каждый день. Примером этого может служить то, что изначально планировалось выпускать всего 1,5 тысячи тонн дюралюминия в год. А в окончательном проекте объем производства вырос до 7 тысяч тонн!

    Монтаж оборудования трубопрессового цеха. 1932 г.

    Еще не построенный завод получил название «№ 45» и был включен в число наиболее важных объектов, сооружаемых в те годы. Работы велись ударными темпами, хотя большинство операций производилось вручную. К строительству были привлечены специалисты из Германии (не только инженеры, но и рабочие). Большинство оборудования для будущего гиганта советской индустрии закупали за границей в Англии, Франции, Германии, США.

    В январе 1933 года на заводе были прокатаны первые слитки. Предприятие еще не было официально сдано в эксплуатацию, но уже в первом квартале получило производственный план на слитки, листы и трубы. 1 июля 1933 года специальная Правительственная комиссия зачислила завод в число действующих.


    Первые строители. 1929 г.

    Митинг, посвященный пуску завода № 45. 1933 г.

    Руководители строительства завода № 45. 4-й слева - начальник строительства и первый директор Николай Петрович Заборов. 1929 г.

    1933 - 1941. Завод № 95

    Завод № 45 стал главным поставщиком полуфабрикатов для авиапромышленности. В январе 1934 года предприятие было передано в ведение Глававиапрома и сменило название на «Завод № 95».

    Большая нагрузка по разработке новых сплавов легла на коллектив центральной заводской лаборатории под руководством Савватия Михайловича Воронова. Например, был разработан сплав М-95, ставшим основным при изготовлении нового бомбардировщика СБ. В промышленности до сих пор используют ковочные сплавы АК5 и АК6, разработанные в 1935 году.

    Технологии разрабатывались и тут же внедрялись в производство. Завод № 95 был единственным по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов, на его базе обучались специалисты-металлурги со всех концов страны. Войдя в число оборонных предприятий, завод получал жесткие директивы (указания) по выполнению плана.

    Конец тридцатых годов записан в историю предприятия не только трудовыми подвигами. Освоение новых технологий невозможно без выпуска брака. Новое, значит, еще неизвестное. Но в то время было только одно объяснение любым трудностям: вредительство, измена Родине, шпионаж. Аресты проводились постоянно, для этого не требовалось веских причин, хватало подозрений. В застенки НКВД попадали и простые рабочие, и ведущие специалисты. Среди арестованных были директор завода С.М. Лещенко, заместитель главного металлурга В.И. Дворецкий, начальник отдела технического контроля П.И. Вераксо, начальник исследовательского бюро И.А. Дейч, главный энергетик В.М. Яковлев и еще множество металлургов … Практически все они были впоследствии реабилитированы (оправданы, признаны невиновными), многие - посмертно.

    Панорама завода № 45 (95). Сетунь. 1930-е

    Районная газета, рассказывающая о пуске завода № 45

    Первые трубы на контроле. 1933 г.

    Бригадир землекопов Михаил Агафонович Крючков за ударную работу на строительстве завода был награжден именными часами, хранящимся в музее ВСМПО

    1941 - 1945. Второе рождение. Работа в военные годы

    Война изменила все.

    Еще в 1936 году в Верхней Салде был построен завод «Стальконструкция». На нем изготавливали мосты и различные краны, сборные сварные металлоконструкции для строек (для заводских цехов и даже московского метро). Именно сюда был эвакуирован из Подмосковья завод № 95 в октябре-ноябре 1941 года. Также на площадку «Стальконструкции» было вывезено оборудование предприятий из Ленинграда и Кольчугино - основу завода № 519.

    Сроки пуска завода № 95 были установлены по нормам военного времени. Через полгода после переезда предприятие начало выдавать продукцию (в мирное время это заняло бы не менее 3 лет). Для фронта выпускали лопасти самолетных винтов, заготовки для танковых радиаторных труб, штамповки моторных деталей… Завод № 519 освоил выпуск латунной и медной ленты для патронов.

    «Все для фронта, все для Победы!» - с этим лозунгом заводчане выполняли и перевыполняли производственные нормы, станки не выключались сутками. В 1943 году завод № 95 перекрыл проектную мощность в 6 раз! За самоотверженный труд коллектив завода был отмечен высшей наградой страны - орденом Ленина. Двадцать один раз за годы войны ему присуждалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны, по постановлению ВЦСПС и Наркомата авиапромышленности знамя было оставлено заводу на вечное хранение (в 1946 году).

    Заготовительный отдел. 1944 г.

    Изготовление матриц. 1944 г.

    Отливка слитков из двухтонной печи на заводе № 95. 1944 г.

    Работники инструментального цеха завода № 95. 1944 г.

    Директор завода № 95 Сергей Михайлович Лещенко

    Картина художника И.Дризе «Вручение Красного Знамени ГКО заводу № 95». 1943 г. Холст, масло. Хранится в музее ВСМПО

    1945 - 1954. На мирных рельсах

    Послевоенное время стало для завода № 95 очередным испытанием. Заводу требовалась реконструкция (ремонт и перестройка). К примеру, в апреле 1948 года был полностью остановлен прокатный цех: замена деревянных перекрытий на металлические стала не роскошью, а необходимостью. Оборудование за военные годы также сильно износилось.

    Большой проблемой послевоенных лет стала нехватка квалифицированных кадров. Эвакуированные рабочие стремились вернуться в родные места. В 1945-1946 годах с завода № 95 уволилось более 1000 человек, столько же - в 1947 году.

    Несмотря на все трудности, завод жил, осваивал новые технологии. Менялись требования к продукции. Будущее было за реактивной авиацией и ракетостроением. Штамповки для новых самолетов требовали одновременно высокого качества сплавов и разработки методов производства деталей сложной формы с малыми допусками (заготовки становились предельно похожими на готовые детали). Уже в 1945 году на заводе № 95 были выпущены опытные партии полуфабрикатов (заготовок) из высокопрочного алюминиевого сплава В95 для тяжелого стратегического бомбардировщика ТУ-4. Появилась атомная промышленность, для нее выполнялись секретные заказы. Для лаборатории под руководством И.В. Курчатова в 1948 году были выпущены первые ребристые трубы специального назначения.

    Но большая часть производимой в послевоенное время продукции направлялась на предприятия, не имеющие отношения к авиационной промышленности. Такую продукцию называли «ширпотребом» - продукция широкого потребления.

    В работе завода № 519 после войны больших изменений не произошло. Он все так же производил капсюльную и патронную ленту, медную ленту для радиаторов. Но послевоенные перемены коснулись и его. К 1947 году (год денежной реформы) было освоено производство медно-никелевого сплава для монет нового образца.

    В 1952 году приказом министра авиационной промышленности директором завода № 95 был назначен Гавриил Дмитриевич Агарков.

    Проходная завода № 95. Конец 1940-х

    Стратегический бомбардировщик Ту-4

    Строительство стадиона. 1947 г.

    1954 - 1957. Титановая эра

    9 марта 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по реализации производства титана». В нем была определена необходимость разработки и внедрения в производство технологии изготовления листов из технического титана и его сплавов из слитков весом 100-500 кг. Уникальные свойства титана интересовали авиаторов и корабелов, машиностроителей и ракетчиков, атомщиков и химиков … Титан становился стратегическим металлом.

    На заводе № 519 организовали производство листов из титана на оборудовании прокатного цеха (применялось для выпуска листов цветных металлов). Сейчас смешно сказать, но секретность работ доходила до крайностей. Даже инженеры завода не знали, что за металл скрывается под обозначением ВТ-1Д. Вообще, это просто марка титанового сплава, но можно расшифровать и по другому: «ВТ - военная тайна». В октябре 1954 года были проведены первые опытные работы по горячей прокатке небольших кованых плит технического титана (поступили с Подольского химико-металлургического завода). В мае 1955 года титановые листы выдавались серийно, но не соответствовали заявленным свойствам (качество было не таким высоким, как ожидалось).

    Параллельно на заводе № 95 был организован опытно-экспериментальный цех. Он должен был разработать и внедрить технологию выплавки титановых слитков. Опыта работ с титаном не было ни у кого, оборудование было не приспособлено к новому металлу. Все приходилось осваивать на месте.

    21 июня 1956 года было принято Постановление Совета Министров СССР. В нем перед заводом № 95 ставится задача: реконструкция производства для выпуска изделий из титана и его сплавов. Завод практически становится одним из основных центров не только производства титана, но и исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области. Завод № 519 вошел в состав более крупного соседа.

    17 февраля 1957 года была проведена первая плавка титана, вел ее В.В. Тетюхин. Возле пульта находились А.Л. Андреев, Ю.А. Кунцев, Ю.М. Прилуцких, А.Н. Щетников, П.Г. Павлов. Плавка проводилась в печи ВД-5 (вакуумно-дуговая плавильная печь), привезенной из ВИАМ. Полученный слиток не поместился в кристаллизаторе: его «корона» разлилась на фланец. Пришлось его выбивать в камеру печи, после остывания, конечно. Вес первого титанового слитка - 4 кг, диаметр - 100 мм.

    За 1957 год было выплавлено около 75 тонн титановых слитков. А требовалось во много раз больше, завод не мог обеспечить титаном всех желающих.

    Не надо забывать, что на предприятии не прекращался выпуск изделий из тяжелых цветных металлов (производство постепенно сворачивалось) и алюминиевых сплавов. В числе важных работ можно назвать выпуск профилей из алюминиевых сплавов для ТУ-95, штамповок для МиГ-19, ТУ-16, ТУ-95, «самолета-снаряда» В-300, ракетных комплексов «Буран» и «Вьюга», двигателей для АН-10, АН-12, ИЛ-18, ТУ-114.

    Печь ВД-5, на которой были получены первые титановые слитки

    Молодежь завода на первомайской демонстрации. 1950-е

    Участники выплавки первого титанового слитка на заводе № 95. Слева направо: Ю.М. Прилуцких, П.Г. Павлов, В.В. Тетюхин. 1976 г.

    Вальцовщик Т.П. Сайканов прокатывает первый титан завода № 95. 1957 г.

    Монтаж вертикальных гидравлических прессов в кузнечно-прессовом цехе. 1958 г.

    1958 - 1989. Титановый гигант

    С момента перехода предприятия на выпуск полуфабрикатов из титановых сплавов было ясно, что технология их производства сильно отличается от уже известных (алюминиевые сплавы и сплавы на медной основе). Новые технологические процессы требовали применения вакуумной техники, гораздо больших усилий при деформации металла, нагрева до более высоких температур, больших энергетических затрат… Поэтому была необходима не только разработка новых режимов, но и проектирование и изготовление нового оборудования для реконструируемых и строящихся цехов.

    В 60 - 70-е годы завод напоминает гигантскую стройку. В это время были возведены корпуса новых цехов: плавильного, прокатного, ремонтно-механического, инструментального. Площадь предприятия увеличилась в 6 раз!

    Для создания нового производства были привлечены сотни машиностроительных предприятий, специализированные проектные институты, строительные, монтажные и наладочные организации. Создавалась уникальная база по серийной выплавке слитков титановых сплавов и их переработке в листы, поковки и штамповки.

    Много проблем в наращивании производства было из-за несовершенства конструкций печей. К 1960 году были определены основные принципы конструирования печей для производства титановых слитков. Созданы промышленные образцы, позволяющие получать слитки весом до 1 тонны. С 1961 по 1965 год на заводе пущены в работу семь новых печей ДВС-5 и пять печей ВД-650.

    Параллельно в 1960 году начались работы над выпуском крупногабаритных слитков. За освоение отливки слитков весом до 5 тонн плавильщик В. Шишин был награжден орденом Ленина, В. Тетюхин и И. Тейтель орденами Трудового Красного Знамени. В 1976 году на салдинском заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток весом 15 тонн и диаметром 1200 мм.

    Для производства штамповок из алюминиевых сплавов, крупногабаритных ребристых панелей, панелей для крыльев зенитных ракет и самолетов, двигателей торпед и подводных лодок был создан новый цех (в 1959 году). В 1961 году в нем заработал самый крупный в мире пресс усилием 75 тысяч тонн. Использование в авиастроении крупногабаритных деталей (вместо сборки узлов из более мелких) позволило уменьшить массу и повысить надежность самолетов.

    В июне 1961 года завод № 95 был переименован в ВСМОЗ (Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод).

    Реконструкция продолжалась. В 1963 году перестроили молотовую кузницу, трубный и профильный цехи, сдали в эксплуатацию новый сортопрокатный цех. В 1968 году построены корпуса нового литейного цеха (120 тысяч квадратных метров). 28 декабря того же года там был выплавлен первый опытный слиток, на следующий день были приняты в работу шесть первых вакуумно-дуговых плавильных печей. В 1974 году новоплавильный цех вышел на проектную мощность, обеспечивая титаном оборонные отрасли.

    В январе-феврале 1965 года была освоена технология прокатки, выпущены первые серийные партии титановых прутков диаметром 30-60 мм. В 1968 году разработана и внедрена технология поточного производства лопаточной заготовки. В 1974 году на заводе установлен уникальный агрегат поперечно-винтовой прокатки (первый в мире). К 1979 году выпуск прутков увеличился в 6 раз, а лопаток - в 42 раза!

    В начале 70-х были разработаны серийные технологии получения труб из технического титана (бесшовных и сварных).

    ВСМОЗ участвует во всех аэрокосмических проектах тех лет. Одним из примеров сотрудничества с авиаконструкторами служит освоение технологии изготовления длинномерных (длиной до 28 метров!) панелей и профилей из алюминиевых сплавов, используемых в новом поколении самолетов-гигантов «Руслан» и «Мрия». На основе титановых и алюминиевых сплавов создаются изделия для двигателей и шасси самолетов и вертолетов. Салдинские полуфабрикаты были использованы в стыковочном узле космического комплекса «Союз-Аполлон», корабле многоразового использования «Буран», ракетоносителе «Энергия».

    С мая 1982 года предприятие носит новое имя - Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, ВСМПО.

    В 1983 году за заслуги в развитии отечественной авиационной металлургии коллектив ВСМПО был награжден орденом Октябрьской Революции.

    В конце 80-х годов предприятие производило титановых слитков около 100 тысяч тонн - почти в 1,5 раза больше, чем весь остальной мир!

    Гавриил Дмитриевич Агарков, директор завода в 1952-1958 и 1966-1981 годах

    Строительство нового плавильного цеха. 1965 г.

    Вручение ВСМОЗ Красного Знамени Победителя соцсоревнования в честь 50-летия Октябрьской Революции. 1967 г.

    Первая на заводе бригада коммунистического труда Серафимы Афанасьевны Катушкиной. 1959 г.

    Митинг, посвященный награждению ВСМОЗ орденом Трудового Красного Знамени. 1973 г.

    Бригада кузнецов кузнечно-прессового цеха. Бригадир - Герой социалистического труда Борис Семенович Парфенов (второй слева). 1985 г.

    Главный конструктор «Антеев» и «Русланов» О.К. Антонов (в центре) в новом плавильном цехе ВСМПО. 1983 г.

    Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин в кузнечно-прутковом цехе ВСМПО. 1983 г.

    Крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн был выплавлен на ВСМОЗ в феврале 1976 г.

    Одна из самых крупных штамповок, изготовленных на ВСМПО в 1980-е годы. Площадь ее поверхности - 3,5 кв. м

    Участники выплавки титанового слитка, полученного методом гарнисажной плавки

    Вручение ВСМПО ордена Октябрьской Революции. 1983 г.

    1989 - 2004. Постперестроечный период

    С января 1989 года предприятие начало работать в условиях хозяйственного расчета.

    На базе существовавших цехов были созданы заводы: плавильно-литейный, листопрокатный, кузнечный, чугунолитейный, товаров народного потребления, строительный, ремонтно-механический, энергоремонтный. Образцом для других стала работа чугунолитейного завода в 1988-1989 годах: поставки по договорам полностью выполнялись, затраты удалось значительно снизить, выросла заработная плата. 1 декабря 1989 года между ЧЛЗ и ВСМПО был заключен договор аренды имущества, ЧЛЗ стал арендным предприятием.

    Грядет время перемен, из-за конверсии (уменьшение оборонных заказов) уже к маю 1989 года ВСМПО потеряло заказов на 20 миллионов рублей. Но желание обрести самостоятельность в вопросах производства и при распределении полученной прибыли было сильнее осторожности. 1 января 1990 года предприятие официально стало арендным. 3-4 июня 1991 года в объединении состоялись выборы генерального директора, им стал Н.Ф. Калмыков.

    Сегодня трудно представить все трудности того периода: прекращены поставки по государственным заказам; продолжается снижение объемов производства; увеличиваются цены на сырье; республики выходят из состава СССР, создавая суверенные государства с собственными границами и национальными валютами; нормой становится предварительная оплата за выполнение любых заказов … Сложности приводят к сокращению объемов продаж, а значит, к дефициту (нехватке) средств, задержкам заработной платы.

    1 июля 1992 года к исполнению обязанностей приступил новый генеральный директор - Владислав Валентинович Тетюхин.

    Цехи стали выпускать лишь то, что могло быть оплачено заказчиками. На предприятии экономили сырье и электроэнергию. Продукция ВСМПО (титан, ферротитан, нержавеющая сталь) на внешнем рынке стоила дороже. Именно там было решено максимально увеличить продажи. В начале 90-х ВСМПО ощутило жесточайшую конкуренцию со стороны американских и японских производителей. Приходилось совершенствовать производство. В 1993-1994 годах были получены первые сертификаты ведущих мировых авиа- и двигателестроительных фирм. Были заключены контракты с фирмами Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Aerospatiale, Snecma, General Electric.

    В 1995 году на экспорт поставлено более 4700 тонн титана. В 1996 году за рубеж отправлена первая крупная партия штамповок. В 2003 была изготовлена самая крупная штамповка в мире: балка шасси аэробуса А-380 весом почти 3,5 тонны!

    С 1998 года ВСМПО и АВИСМА (единственный в России производитель губчатого титана) образовали производственно-технологическую группу.

    Время показало, что предприятие не только выжило в этот крайне сложный для всей страны период, но и стало одной из влиятельных фигур мирового титанового рынка.

    Первая встреча представителей ВСМПО и Boeing. Сиэтл. Март, 1993 г.

    Первый слиток для «Pratt&Whitney»

    Подписание договора о стратегическом партнерстве ВСМПО - Boeing. 1998 г.

    Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

    Уже около 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда: Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

Выбор редакции
Слайд 1 Описание слайда: Слайд 2 Описание слайда: Слайд 3 Описание слайда: Слайд 4 Описание слайда: Слайд 5 Описание слайда: Слайд...

Введение 1.3. Методика оценки качества обслуживания предприятия социально-культурной сферы 2.2. Анализ показателей коммерческой...

Цель презентации: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном...

Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены...
Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых...
Для развития любого вида бизнеса важно понимать, в какой момент, при каком объеме производства или продаж предприятие сможет полностью...
Выпечкой домашнего хлеба занимаются те, кто хочет быть уверенным в его качестве. К тому же он очень вкусный и ароматный. Но не только...
Факторы влияющие на здоровье школьника. ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние): 1.Возрастные особенности развития учащегося; 2.Половые различия между...
Тебе кажется, что ничего другого в жизни не получить, как ни старайся. Ты ведь старался? НО можно получить от жизни еще больше. Как...