Recycle Group: художники из Краснодара, покорившие Европу и Америку. Кто такие Recycle Group и почему на их выставку стоит сходить Андрей блохин и георгий кузнецов


Каждый день человечество обретает новые границы посредством внетелесного опыта внутри пространства интернет-сети. Неосязаемое и невизуализируемое пространство сконструировано человеком, но с развитием искусственного интеллекта люди все чаще ощущают себя гостями в виртуальном мире, который совсем недавно создали сами.

На протяжении нескольких лет участники Recycle Group размышляют над феноменом виртуального мира. «Можно ли считать, что сеть обещает бессмертие пользователю?» - задаются вопросом художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. Вдавленные в интернет пространство онлайн-портреты продолжают существование в независимости от того, пользуется ли аккаунтом создавшая его персона. Однако вечная виртуальная жизнь обещана только праведникам сети. Ослушавшихся машина заблокирует: к ним относятся спаммеры, сквернословы, самозванцы, притворщики, навязчивые продавцы товаров и услуг. За этим последует вечное пребывание в виртуальном аду, информационном ничто, белом шуме без репостов и лайков. Получить индульгенцию невозможно, алгоритм считывает нарушение и блокирует профиль.

Проект Recycle Group Blocked Content - визуализация виртуального ада, граничащая с абсурдом. Попав в черный куб, он же черный квадрат в третьей степени, зритель сталкивается с неосязаемым - заблокированной информацией. Запрещенное содержимое или просто наложение друг на друга всех картин мира? Единица или ноль? Или, возможно, абстрактная универсальная величина? Blocked Content - это одновременно все и ничто, спрессованные карты нового виртуального мира.

Материализация виртуальных функций продолжается в самой цифровой пещере, где страдают заблокированные системой персонажи. Человеческий глаз различит лишь полигональные скульптурные формы, напоминающие ледяные торосы. Заблокированных в буквальном, физическом смысле интернет-грешников можно рассмотреть посредством компьютерного глаза. Приложение с дополненной реальностью показывает профайлы страдающих, отлученных от онлайн-активности. Сгенерированные компьютерной программой как идеальные образы людей, они пытаются фотографировать невидимую еду, дерутся из-за количества непоставленных лайков, молят систему о возвращении к активности.

Изображённая художниками цифровая пещера замерзшей информации, испещренная символами, которыми машина характеризует пользователя, становится будущим отражением доисторической каменной пещеры. Наскальная живопись обозначила первую победу когнитивного прогресса, разделившего искусство, верование и науку. Она - символ развития разума из восприятия. Возраст, пол, активность в сети - это то, что остается в сухом остатке от интернет пользователя. Система не обладает органами чувств и восприятия, подобными человеческим, чтобы проанализировать стоящего за профайлом реального персонажа. Разница в восприятии реальности человеческим существом и роботом является одним из ключевых парадоксов, затронутым в проекте. Виртуальный мир предлагает идеальный, сгенерированный по своему умозрению образ человека, который зритель Blocked Content сможет увидеть, заменив человеческое око на компьютерное.

На первый взгляд абстрактная тотальная инсталляция основана на материализации принципов функционирования социальных сетей. Однако виртуальный ад, созданный художниками, визуально отсылает к классическому образу преисподней из «Божественной комедии» Данте Алигьери. В девятый круг ада он помещает предателей и обманщиков всех мастей, обреченных на вечные терзания в замерзшем озере Коцит. Застрявшие во льду грешники заливаются слезами, мгновенно умножающими объем ледяных глыб. Литературное произведение, созданное на рубеже эпох, соединяет в себе черты энциклопедии, визионерского послания, мистического священного текста. Этот новый моральный кодекс был адресован к простому читателю: поэтическое назидание изложено на «вольгаре», языке народа, а не на латыни, используемой в высоких литературных жанрах эпохи. В свою очередь, виртуальное пространство демократизирует коммуникацию и уравнивает социальные статусы - оно глобально и понятно всем.

Ссылка на «Божественную комедию» выводит на первый план проблематику новой морали. Машина сети является не вспомогательным средством производства, не объектом, а творящим субъектом, готовым составить конкуренцию своему создателю не только в продуктивности, но и в духовности. Созданная после конца света, в новом мире эта пост-цифровая притча содержит ироничный намек на свою грядущую реальность.

По предположениям экспертов футурологии момент технологической сингулярности, когда уровень технического прогресса выйдет за грань человеческого понимания и контроля, произойдет в 2030-2045 годах. С развитием роботизации человек все больше зависит от решений искусственного интеллекта. Кого должен спасти самоуправляемый автомобиль - пассажиров или пешеходов? Как обучить робота мыслить в категориях человеческой морали? Что означает вред, а что пользу? И почему роботу не может вздуматься захватить мир, чтобы оградить человека от вреда? Кто прав в логическом противостоянии машины и человека? Художники из коллектива Recycle Group пытаются ответить на эти вопросы и берут на себя роль предсказателей будущего, обещающего апокалиптические картины и появление новых технологичных форм жизни, которые несмотря ни на что являются учениками человека: ведь робот не может страдать, если мы его этому не научим.

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Анна Кочарова. Художники из Краснодара Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, работающие вместе как Recycle Group, представили Россию на 57-й Венецианской биеннале современного искусства — самой известной и престижной мировой художественной выставке. Их проект Blocked Content ("Заблокированный контент") стал частью выставки павильона России в садах биеннале.

Один из участников дуэта Андрей Блохин рассказал Анне Кочаровой о том, зачем современному художнику 3D-принтеры и чем полезна вторичная переработка материалов.

"Первый проект совместно мы сделали в 2008 году. Recycle переводится как переработка. Мы так назвали выставку, потому что использовали в работе материалы, которые поддаются вторичной переработке.

Со временем это название стало для нас смысловым: мы берем какие-то идеи, трансформируем их, переосмысливаем. И по-прежнему используем в своей работе материалы, которые можно перерабатывать.

Постепенно мы начали выставляться в разных московских галереях. С 2012 года появились выставки в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Поле деятельности и география расширились.

Сначала наши работы брали на международные групповые выставки. Первый "сольный" проект мы сделали во Франции, в Париже. На Венецианской биеннале мы выставлялись уже несколько раз — в 2011-м и 2013 году. На прошлой биеннале делали проект в церкви Святого Антонина. Это барочная церковь, в которой свои условия, взгляды на архитектуру, пространство. Идея нашей выставки была связана с религией.

© Фото предоставлено Recycle Group


© Фото предоставлено Recycle Group

Сейчас мы живем по большей части в самолетах. У нас есть две студии — одна в Краснодаре, другая во Франции. Выставку Blocked Content ("Заблокированный контент") для павильона России в Венеции мы создавали у себя в Краснодаре.

Технологии всегда были вовлечены в искусство. И мы все время экспериментируем. На этой выставке мы используем новые технологии: 3D-печать и специальное приложение, которое позволяет увидеть дополненную реальность.

Мы создавали эскизы, потом трансформировали в 3D-модели, затем печатали фрагменты на 3D-принтере и уже потом соединяли и красили.

Мы впервые использовали 3D-принтеры, и мне пришлось неделю разбираться с тем, как они работают, как самостоятельно их настроить. Впервые в масштабах павильона мы использовали приложение, которое позволяет увидеть наши скульптуры с эффектом "тепловизора".

Это приложение работает не только на выставке, но и в городе — здесь, в Венеции. У нас по городу есть восемь точек, где человек, используя это приложение, может увидеть дополненную реальность.

Это приложение дает нам новое пространство для деятельности, еще одно измерение, в котором можно что-то рассказывать и показывать. Изначально мы хотели сделать пространство, где художник независим ни от кого. Нам нравится ощущение свободы, которое дарит это виртуальное пространство.

С 21 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продет выставка-интервенция «Recycle Group».

Проект «Homo Virtualis» подготовлен специально для Пушкинского музея, в нем отразились размышления художников о трансформации восприятия искусства в эпоху массмедиа. В залах искусства Древнего мира, Средневековья, а также среди скульптур эпохи Возрождения постоянной экспозиции будет размещено 16 объектов, выполненных в различных техниках.

Художники «Recycle Group», помещая в пространство классического музея свои объекты и скульптуры, вступают в своеобразную игру со зрителем. Они предлагают им произведения, которые визуально похожи на фрагменты древних артефактов, но на самом деле сделаны из полиуретана и пластика. Это и постиндустриальный мусор, и одновременно тонкое рассуждение о «личном измерении» в эпоху виртуальной реальности.

Рудименты «классического искусства» — или по крайней мере то, что может быть воспринято современным зрителем как фрагмент «высокой культуры», — становятся частью «археологии будущего». Иконки популярных сетей как будто маркируют музейное пространство, наделяют скульптуры дополнительными значениями. Художники группы задают посетителям вопрос: чем могут быть измерены сегодня авторитет, влиятельность, популярность отдельного художника или целого музея — индексом цитируемости, числом подписчиков в социальных сетях, количеством лайков и селфи, сделанных на фоне произведений?

В состав выставки вошли новые объекты с применением дополненной реальности, для знакомства с которой требуется установка специального приложения на мобильном устройстве. Используя дополненную реальность в качестве нового инструмента восприятия искусства, художники формулируют законы новой изобразительности, существующей на пересечении виртуального и материального миров. Они размещают подобные объекты в стенах классического музея наряду с образчиками античного и западноевропейского искусства и тем самым вступают в своеобразную игру со зрителем, предлагая ему найти необычные, а порой парадоксальные рифмы и переклички современности и классики.

В интервенции также участвуют скульптуры из прежних проектов. Например, «Ноев ковчег» и «Просветитель 12», впервые показанные в 2015 году на выставке «Conversion» в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале современного искусства. Эти арт-объекты рассказывали о жизни человека в виртуальном пространстве: сохраняя информацию в электронном облаке или используя сервисы хранения данных, индивид обеспечивал себе цифровое бессмертие.

«Homo Virtualis» демонстрирует развитие магистральной темы «человек/машина» в творчестве «Recycle Group». Цифровые технологии и социальные сети все активнее вторгаются в повседневную жизнь человека, трансформируя его взгляд на мир и классическое искусство. Они формируют у современного зрителя такой подход к жизни, при котором он уже не делает различия между высоким и низким, уникальным и растиражированным. Не важно, идет ли речь о человеке, шедевре искусства или кирпичной стене, — все равны перед линзой смартфона. То, что в середине XX века провозглашалось как революция в изобразительном искусстве, сегодня стало обычным пиксельным кодом.

Краснодарская арт–группа Reсycle в мае будет представлять Россию на 57–й Венецианской биеннале. Накануне их отъезда в Италию ДГ поговорила с Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым о проекте для национальной экспозиции, о ценах на их работы и узнала, планируют ли они работать по отдельности.

(В мастерской на ЗИПе, где проходила беседа, сначала был только Андрей).

Все работы для мирового форума созданы здесь, в краснодарской мастерской?
Да. Ну, что–то заказывали сделать на стороне (металл, пластмасса), но собиралось все здесь.

Почему не в мастерской, которая у вас есть во Франции?
Были жуткие сроки исполнения - буквально полтора–два месяца. А со скоростью французских подрядчиков делать быстро нереально. Там работники себя любят: выходные, обед, праздники.

Каким будет павильон России на 57–й Венецианской биеннале?
Есть общая концепция - Theatrum Orbis Terrarum (лат. «Зрелище круга земного» - назван в честь знаменитого атласа XVI века. - Ред.). Всего два этажа. Сверху - Гриша Брускин. Снизу - мы, и еще Саша Пирогова видео делает. У Брускина больше пространства, но у нас оно очень насыщенно. Все, что лежит в этой студии, плюс все, что лежит на соседнем складе.

Что ждет зрителя в вашем зале?

Экспозиция называется Blocked content («Заблокированный контент»). Это тотальная инсталляция - около восьми полигональных больших скульптур и черная комната 6 на 6 метров, стены которой сделаны из сетки с муаровым эффектом...

Новый материал, с которым вы работаете?
Это вот парни (двое работников, которые заняты в мастерской. - Ред.) клеили два месяца сетчатые планшеты из полипропиленовых листов. Сетка дает специальный эффект: зритель находится в темной комнате, но может смотреть сквозь стену: чем дальше отходит, тем больше видит. Фрагменты человеческих фигур внутри полигональных конструкций печатали на 3D–принтере: отстраивали позы, в компьютере все это разделялось–сшивалось, потом печатали на машинке, чистили, шпаклевали. Плюс ко всему у нас еще будет контент для мобильного приложения Recycle Group. Оно уже работает. Часть экспозиции можно увидеть только с его помощью. На скульптурах есть черные баркоды: когда наводишь на них смартфон, на экране появляются персонажи.

Ваше приложение тоже создано в эти два месяца?
Нет, оно было запущено в марте этого года в Нью–Йорке на Armory Show, это ярмарка такая. Зрителю приложение дает еще одно пространство, медийное, где он может взаимодействовать с искусством. По всей Венеции еще будут раскиданы локации, где с помощью нашего приложения можно будет смотреть виртуальные скульптуры. Доходите до определенной точки, поднимаете смартфон и в небе (на экране) видите объект. Можно будет сфотографировать.

О чем сообщает ваша экспозиция?
Много о чем: о свободе информации, о том, что мы живем в еще одном измерении - виртуальном, где жизнь человека практически вечна, ее может прервать только блокировка. Информация, попавшая в Сеть, не исчезает, а хранится на серверах. Еще мы проводим параллель с «Божественной комедией» Данте: в девятом кругу ада грешники застывают во льду, а эти полигональные объекты, в которых наши персонажи застряли, напоминают об этом.

Где «Заблокированный контент» можно будет увидеть после Венеции?
Я думаю, что в Москве. Но не знаю точно где. 19 июня будет наша выставка в Пушкинском музее. А следующий проект - уже в сентябре.

На что пойдете сами смотреть в Венеции?
Думаю, что пройду всю основную программу биеннале. Потом собираюсь на три дня в Афины - там сейчас идет выставка Documenta, это международный форум искусства, который проходит раз в пять лет. Мне интересно, что сделал куратор, кого взял.

Это как?
Кто–то пашет, сочиняет концепции, помогает в реализации выставки, а есть номинативные кураторы.

У Анны Нетребко однажды спросили, работает ли она с режиссерами, которые предлагают нестандартные постановки. Она ответила, что однажды пела, стоя ногой в раковине. Приходится вам по просьбе кураторов «вставать ногой в раковину»?
Ну, отчасти приходится. Но не то чтобы мы делали что–то противоестественное. Все равно делаешь то, что ты хочешь. А куратор просто усиливает акценты, раскапывает много референсов, о которых ты не знаешь. Например, именно куратор увидела полное совпадение нашего проекта с фрагментом из «Божественной комедии». Чему я был удивлен. Я пропустил этот момент, когда читал Данте. Когда куратор хороший, у тебя все хорошо. Ты понимаешь, как это будет организовано, где стоять, какая публика придет.

С кем вы сейчас работаете?
Куратор русского павильона в Венеции - Семен Михайловский, он же ректор «Репинки» в Питере. Катя Щербакова - сокуратор.

Вы с Егором 9 лет вместе, дольше, чем Леннон с Маккартни. После биеннале можно говорить, что в плане портфолио ваша группа достигла вершины. Не размышляете теперь о сольных проектах?
Не имеет смысла.

Какого, коммерческого?
У нас есть видение дальнейших проектов именно как Recycle.

В творческие противоречия вы не входите?
Все время спорим! Изначально мы работали по отдельности. Но потом поняли, что проще вместе. Плюс у нас здесь есть команда: три человека, которые помогают формовать, красить, клеить. Есть инженер-программист. Сегодня он улетел в Италию, а до этого сидел тут с нами полтора месяца. Во Франции тоже сотрудничаем с подрядчиками - когда надо работать с нанобетоном.

Какие вы еще используете материалы?
Пластик, резина, железо, сетка, дерево, стекло, акрил, чего мы только не используем.

Вы общаетесь со своими покупателями?
Да, у нас есть даже близкие друзья из их числа. Познакомились на выставке, а сейчас уже дружим семьями.

Люди, которые покупают ваши работы, как их хранят? Ведь многие произведения требуют сложного монтажа.
Упаковка - склад. Но в основном коллекционеры их вешают в каком–то обозримом месте.

Кто ваш покупатель?
В основном образованные, разбирающиеся в искусстве, в истории искусства люди. А профессии разные - от врачей до юристов и строителей... Ну да, у вас же «финансовое» издание, поэтому вы про покупателей спрашиваете. Интересно, как мы попали в сферу ваших интересов?

Вас это удивляет?
Вообще–то не удивляет. Все стоит денег. Все конвертируется. Даже нам для того, чтобы реализовать большой проект, нужно потратить деньги.

Вы сами решаете, сколько будет стоить ваше произведение?
Есть рынок, по которому все ориентируются: художник такого–то возраста, делающий это, стоит столько. Рынок - это галереи, вторичные покупки, аукционы. Нельзя поставить цену на свою работу 3 миллиона долларов просто потому, что тебе так хочется.

Готовы сообщить о последней вашей продаже? Где и за сколько ушла работа?
Не знаю, хочу ли я этого (смеется). Хотя нет тут особой секретности. На Armory Show в Нью–Йорке была работа, по среднерыночной цене она и продалась - что–то в районе 20 тыс. долларов. Какая точно цифра была, сказать не берусь.

После участия в Венецианской биеннале ожидаете, что стоимость ваших работ резко поднимется?
Нет. Зачем? У нас цена и так достаточно высокая. Мы же не можем сказать: все, теперь у нас работы в два раза дороже. Хотя некая динамика, конечно, существует: с каких цифр мы начинали, до каких дошли. Люди, которые покупали наши работы пять– шесть лет назад, заработали на этом денег.

У вас были продажи в Краснодаре помимо аукциона MOST (в 2015 г. на аукционе была продана работа группы Photo Booth по цене 1 млн 250 тыс. рублей. - Ред.)?
Нет.

Три года назад вы встречались с мэром Краснодара Владимиром Евлановым: это было знакомство с неозвученной целью заказать вашей группе произведение для города. Та беседа получила развитие?
Было дело. Мы тогда показали в мэрии свои работы. Но пока не было продолжения. Недавно в соцсетях появилось новое обсуждение воплощения той же идеи.
Что–нибудь мы бы сделали, конечно. Будут и эскизы, если до того дойдет. Но вообще, не хотелось бы монополизировать эту область - не только мы должны делать современные объекты для Краснодара.

(В мастерскую заходит Егор и присоединяется к диалогу).
Андрей: Егор, будем сейчас про деньги говорить.

Почему ваши работы покупают, как вы думаете?
Егор: Это вопрос не к художнику, а к коллекционеру. Одни покупают из–за вложений, другие - из–за тяги к искусству. У всех свои причины, так же как у художника свои причины заниматься искусством.

Когда задумываете новый проект, вы просчитываете коммерческий компонент, есть у вас какая–то конъюнктура?
Е.: Не стоит такой задачи. Никогда не стояло у нас.
А.: Как только начнешь думать о деньгах, превращаешься в бизнес–модель.

Заметим, это говорят художники, чьи работы - одни из самых дорогих на российском арт–рынке.
А.: Это так как раз потому, что мы не думаем, будет работа продаваться или нет.

Но коммерческий успех художника обычно коррелирует с его чувством эпохи, с модой на некие темы - не согласны?
А.: Мне вот то же самое говорили еще в 2009 г. Но я не понимаю, что такое мода в искусстве. Ну, есть тренд на перформанс сейчас... Но мы–то не делаем перформансы. Твоя задача - показать свое время, поэтому ты используешь современные технологии. Но мобильное приложение в искусстве - это тренд или просто часть жизни? Этот вопрос мне до конца самому не ясен.
Е.: Тренды вводят артвайзеры и галеристы для того, чтобы лучше продавать своих художников. Есть актуальные темы, есть неизменные темы. Сейчас в тренде само искусство: в наше время появилось больше свободы для творчества, больше языков для изъяснения. Но с художником про деньги разговаривать глупо. Гораздо проще обсудить, как их можно потратить - какие принтеры купить, какие станочки, какой пластик заказать. А цены галеристы определяют.

С какими галереями вы работаете?
Е.: В Москве «Триумф», в Лондоне - Gazelli Art House, в Париже - Suzanne Tarasieve, в Нью–Йорке - Richard Taittinger. И плюс эпизодические проекты с дружественными галереями.

Ваши работы высокотехнологичны, очень качественно исполнены. Как вы считаете, насколько в современном искусстве важно мастерство, ремесленная часть?
Е.: Для нас качество исполнения объектов всегда было одной из тех вещей, на которых мы базируемся. Но есть много больших художников, у которых нет даже специального образования.
А.: Йозеф Бойс, например. Он был военным летчиком.
Е.: Все зависит от того, какой язык ты выберешь для воплощения своих идей. Если претендуешь на академическую передачу, то, естественно, без образования и мастерства у тебя ничего не получится.

Егор, вопрос уже был задан Андрею: вы не мечтаете об отдельной мастерской, о личных проектах?
Е.: Не думал об этом. Ограничения накладывает скорее сама концепция проекта Recycle. Мы иногда не можем резко перескочить на новую идею, потому что ее сложно включить в нашу текущую тему и приходится плавно подводить к очередному проекту. Все наши проекты поэтапны. Можно проследить связь нового с предыдущим. Это как витки спирали. Некоторые идеи мы готовимся воплотить в течение нескольких лет. Допустим, черная комната на Биеннале, через стены которой зритель будет видеть скульптурный план (как сквозь соты), - этот проект был задуман еще года три назад. Или виртуальная интервенция - ее мы тоже задумали три года назад и долго шли к созданию приложения. Главная его задача - поиск нового пространства для изъяснения, пространства, которое не имеет законов для ограничения, свободно для творчества, свободно от цензуры.
А.: Единственный цензор - это App Store. Наше приложение там долго не пропускали. «Это не должно противоречить политике Apple». Смешно, что так происходит.

Как и когда вы узнали, что будете участвовать в Венецианском биеннале?
Е.: Я был в Бирме.
А. :А я был во Франции, в Ренне. Нам позвонили и сказали: вы участвуете, делайте проект, у вас же много идей.
Е.: Потом мы работали с эскизами, долго их обсуждали.

Окончательный результат видели только вы? Или кураторы тоже?
А.: У нас достаточно подробные эскизы, и результат был понятен всем. Вопрос стоял только в том, успеем ли мы в срок. Но случилось чудо. Сейчас осталась только транспортировка. Все это завтра будет загружено в 16–метровый грузовик.

Волнуетесь перед выставкой?
А.: Я за транспортировку только переживаю.
Е.: Я уже ни о чем не переживаю. Было столько адских монтажей... Или вы про реакцию? А чего волноваться. Любая реакция в контексте искусства - это хорошо. Искусство добивается реакции, оно - раздражитель. Вот тыкают амебу палочкой - и смотрят, как она отреагирует.

В какое место вы «тыкаете» своего зрителя?
Е.: В голову.

Факты
⇢ В 2008 г. выпускники Краснодарского государственного института культуры и искусств Андрей Блохин и Георгий Кузнецов основали арт–группу Recycle.
⇢ В 2010 г. Recycle Group получила за проект Reverse премию Кандинского в номинации «Молодой художник». После этого арт–группа выставлялась на различных площадках современного искусства во Франции, Италии, Великобритании, США и Бельгии.
⇢ В 2012 г. в МАММе прошла большая персональная выставка группы Paradise Network.
⇢ Художники участвовали в программе Венецианской биеннале в 2011 и 2013 гг. Работы группы находятся в ряде государственных и частных коллекций, в том числе в коллекции Glasstress в Венеции, Королевском музее Шотландии,
МАММе и др.
В 2017 г. у арт–группы два важных события: выставка работ в ГМИИ им. Пушкина в Москве и 57-я Венецианская биеннале современного искусства.

Беседовала Анна Червякова

Фото в творческой студии Recycle Group: ДГ/Татьяна Зубкова; фото работ арт-группы взяты с сайта recycleartgroup.com

Recycle Group: Георгий Кузнецов и Андрей Блохин. Courtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Во всех интервью вы рассказываете, что выросли в семьях художников. Каким было ваше детство и чем вам это помогло в будущем?

2005 — создание арт-группы художниками Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым

2008 — первая персональная выставка группы в Центре современного искусства МАРС

2010 — лауреаты Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» за работу Reverse

2015 — участие в параллельной программе 56-й Венецианской биеннале с инсталляцией Conversion в церкви Святого Антонина

Андрей Блохин: Мы выросли в такой среде, где вокруг нас все время было много разных художников, была возможность увидеть, как люди работают в разных жанрах. Детство прошло на пленэрах и в резиденциях с родителями.

Егор (Георгий) Кузнецов: Место, где проходила большая часть пленэров, называлось деревня Владимировка — это в Вологодской области. Там есть дом-музей Игоря Северянина. А рядом находилась лесопилка, усеянная разного размера деревянными и металлическими отходами, вся эта территория напоминала фильм «Сталкер». Здание, внутри него станки были похожи на инсталляцию. Тогда мы и захотели делать что-нибудь необычное. Лесопилка — самое сильное впечатление детства.

А когда вы поняли, что хотите работать вместе?

А. Б.: В 2006 году у нас состоялись первые выставки в Петербурге, где мы участвовали в фестивале Performart в Манеже. Тогда мы еще работали порознь, под двумя отдельными фамилиями, но нас объединяла общая идейная составляющая. В 2008 году прошла наша первая совместная выставка — Recycle , и ее название прижилось.

Recycle Group. Серия «Просветитель». 2015. Сourtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Как вырабатывался ваш стиль? Вы читали утопические романы, сочувствовали движению зеленых, может быть, вас беспокоила интернет-зависимость?

А. Б.: На нас повлияли Стругацкие . Литература, и музеи, и философы — всё вместе. То, что нас окружает, — это передача информации, которую кто-то вбирает, а кто-то нет. Бодрийяра любим. Хотя осознание окружающего часто вообще не связано с тем, что ты прочитал.

Е. К.: Мы, когда по улице ходим, стараемся всматриваться в предметы. Надо созерцать то, что вокруг тебя.

Тема ваших последних работ — новые технологии. Как, на ваш взгляд, технологии преобразуют систему верований сегодня?

А. Б.: Технологии сейчас добавляют человеку дополнительное измерение. Раньше было материальное и духовное, а сейчас появилось виртуальное. Его нельзя отнести к материальному, как все стараются это сделать. Оно меняет восприятие людей, их память становится короче, а пальцы — разработаннее. Когда ты разговариваешь с представителями молодого поколения, все эти люди моментально гуглят любой вопрос. У них нет своего мнения, объективного кругозора, который есть у каждого более-менее образованного человека.

Е. К.: Информации тоже становится меньше. Больше картинок, меньше текста. Все эти списки «50 самых ярких художников», «100 мест, которые нужно посетить перед смертью»… Человек создал уникальную третью реальность, но в итоге не знает, чем ее наполнить, и наполняет в основном каким-то шлаком и порнографией.

А. Б.: Прочитайте у Бодрийяра про симулякры. Он говорил, что в массмедиа идет гонка за смыслом. Смысл не находится, но массмедиа стараются его создать. На деле происходит обмен ненужной информацией, которая по сути есть просто белый шум.

Recycle Group. «Ноев ковчег». 2015 год. Деталь. Сourtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Сколько обычно времени проходит от изначального замысла до реализации вашего проекта?

Е. К.: По-разному. Работу для венецианского павильона мы делали в течение двух месяцев.

А. Б.: Там будет постинтернет-скульптура. Это, в принципе, то направление, в котором мы работаем.

А что собой представляет постинтернет-скульптура?

А. Б.: Вы знаете, что такое постинтернет-живопись? Все то же самое, только со скульптурой. Как может выглядеть скульптура под влиянием нашего времени, в тот исторический период, в котором мы живем уже сейчас? В павильоне будет наша инсталляция «Блокированный контент» (Blocked Content). Это рассуждение о возможности смерти человека в виртуальном пространстве. Человек может жить вечно: его «профайл» может жить вечно. Блокировка является единственным ограничением на этом пути. Человек может быть заблокирован системой по ряду самых разных причин.

Е. К.: Как если бы он нарушил одну из десяти заповедей.

А. Б.: Например, что-то запрещено в той стране, где находятся серверы. Или нарушено какое-то пользовательское соглашение. Для нас важно показать то, как видит мир компьютер, машина. Мы заменяем глаза зрителя глазами компьютера и пытаемся сделать так, чтобы человек почувствовал себя машиной. Почувствовал, как машина считывает, как машина анализирует форму…

Е. К.: Непредвзятый взгляд!

А. Б.: …Как вообще это все коммуницирует между собой.

Recycle Group. «Блокированный контент». 2017 год. Courtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Работа подразумевает интерактивность, участие публики?

А. Б.: Именно. У нас будет специальное мобильное приложение R ecycle G roup . На нашем сайте есть изображения в открытом доступе, их можно скачать, распечатать, повесить на стенку и через это приложение посмотреть новую визуализацию. Это дополненная реальность. В павильоне у зрителей будет возможность с помощью этого приложения, наоборот, увидеть мир глазами машины. Зритель находится в инвертированной версии пространства. Взяв в руки свой девайс, он увидит ожившее пространство, но с определенными условностями. Люди будут видны с эффектом тепловизора. Это единственная возможность донести различие между живым и неживым через устройство.

Как пространство, в котором выставляется работа, влияет на ее восприятие?

А. Б.: На прошлой биеннале в Венеции мы делали выставку в барочной церкви. Пространство здорово взаимодействовало со смыслом произведения. Например, в числе наших идей была мысль о том, что сотовые вышки в Европе находятся на одной и той же высоте с крестами. Когда мы попали в эту церковь и увидели, что в колокольне размещается итальянский T-mobile, мы сразу же сказали: эта церковь — наша. Перед нами пытались оправдываться, объяснять, что это временно, но мы же видели, как все было прикручено — старательно, на века. В этом и есть удача: когда концепция и место совпадают.

То, что мы делаем сейчас в павильоне, очень хорошо работает с пространством. Мы всегда не просто продумываем объект, но и то, как к нему будет идти зритель, что он будет видеть через ту или иную точку.

В Венеции у нас будет еще один, параллельный проект. Он будет абсолютно виртуальным, внутри приложения. И привязан он будет к геолокации. Открыв в этом приложении карту, вы увидите метки, дойдя до которых, можно будет рассмотреть виртуальные объекты в пространстве вокруг. Технология похожа на Pokemon GО. Для нас это единственная нормальная возможность высказаться без чьего бы то ни было разрешения, без технических заморочек.

Recycle Group. «Блокированный контент». 2017 год. Сourtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Была ли закономерность в смене материалов для ваших объектов — в том, что вы шли от переработки отходов к высокотехнологичным, digital-технологиям?

А. Б.: Вы знаете, наш проект — это не какая-то суперинновационная история. Приложений существует миллионы, просто наше открывает простор для действий, где ты не ограничен вообще ничем. Ни институцией, ни куратором.

Е. К.: Чем меньше цензоров, тем лучше.

А. Б.: Мы начинали работать с полиэтиленом и пластиком, к которым периодически возвращаемся. Гипс, дерево, сейчас у нас есть нанобетон, масса новых технологий, 3D-принтеры. Когда мы из Исландии приехали, решили для Keep Me Updated Your Holiness использовать автоматизированную руку. Все фотографии доставались из некоего саркофага.

Е. К.: Эволюция у нас в каждом проекте. Мы стараемся использовать новые технические ходы, даже если это незаметно с первого взгляда. Мы как iPhone 6 и 7 — не стоим на месте.

У вас планы расписаны чуть ли не на год вперед. Можете рассказать, что будет на фестивале «Архстояние» или в Пушкинском музее?

А. Б.: С «Архстоянием» пока непонятно. Проект сложен технически, но я надеюсь, что мы его выполним. Работу для Пушкинского музея уже готовим. Она будет коррелироваться с венецианской выставкой в том числе. Работа будет связана с тем, как машина видит мир и как невидимое глазу человека становится видимым. Будет дополненная реальность, доступная через приложение, и будет постинтернет-скульптура, в которой отразятся абсолютная геометрия компьютера и его восприятие, без восприятия человека.

Присутствие в произведениях современного искусства элемента провокации важно для художника?

Е. К.: Смотря для какого. Мы никогда не ставили своей целью делать провокационное искусство или политически ангажированное, нам эти темы просто не близки. Но в целом это один из инструментов, которые может использовать художник, так же как краску. Это один из технических методов.

А. Б.: Условно говоря, Маурицио Каттелан — очень провокационный художник, но мы его дико любим. Во-первых, в этом есть элемент шоу, во-вторых, он ведь очень умный мужик!

Е. К.: В-третьих, у него работы с большим юмором сделаны, он ироничен. И это не просто агрессия или провокация — это продуманные работы. Он точно знает, чего хочет достичь.

Recycle Group. Проект «Конверсия». 2015 год. Сourtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

А чем объяснить вашу популярность у европейцев?

А. Б.: Дело в том, что мы работаем с культурными кодами, близкими западному зрителю. Мы выросли в эпоху, когда Советского Союза уже не было как такового. Мы были маленькими, когда СССР рухнул. Поэтому, если бы мы делали Ленина, было бы действительно странно. А так мы работаем с культурными кодами, которые нам близки. В детстве мы часто бывали с родителями в Европе, видели Лувр и все остальное, и это, очевидно, повлияло на визуальный код, который мы используем в своих произведениях. И потом, среда, в которой мы росли, была интернациональная: художники не только из России, но и из Индии, Австрии, Америки.

Е. К.: Я помню, все всё время ругали вьетнамцев. Когда они начинали готовить, то все с кухни убегали.

Мы стараемся найти общее между разными полушариями, народами, понять глобальный язык нашего времени. Стремление к западничеству сейчас во всех странах. В той же Азии в самых бедных лачужках стоит «плазма», а к крыше прикреплена антенна — при этом остался деревянный пол, который еще прапрапрадед полировал. Мы просто пытаемся найти нечто общее между всеми нами по прошествии эпох.

Recycle Group. Серия «Просветитель». 2015 год. Сourtesy Recycle Group and the Russian PavilionVenice

Вы затрагивали вопросы постискусства и конца света. Как вы думаете, если конец света все-таки наступит, по какой причине это случится?

А. Б.: Он уже наступил.

Е. К.: Да, его просто не заметили.

А. Б.: Кто-то из классиков сказал (не помню точно), что конец света — в головах.

Выбор редакции
С помощью операционного и финансового цикла можно управлять прибыльностью и ликвидностью компании, что всегда актуально для финансовых...

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: ПАМЯТЬ Память - одна из...

Когда появилась профессия архитектор: Ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества...

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной...
Слайд 1 Описание слайда: Слайд 2 Описание слайда: Слайд 3 Описание слайда: Слайд 4 Описание слайда: Слайд 5 Описание слайда: Слайд...
Введение 1.3. Методика оценки качества обслуживания предприятия социально-культурной сферы 2.2. Анализ показателей коммерческой...
Цель презентации: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном...
Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены...
Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых...