Профессиональная адаптация социального работника специфика особенности проблемы. Специфика социальной, профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов


Поступление обучающихся после школы в образовательное учреждение сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Важно знать особенности адаптационного периода, чтобы помочь первокурснику успешно адаптироваться

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ

ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

педагог-психолог Ланг С.В.

Поступление обучающихся в техникум сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Переход подростка в новую среду связан с появлением ряда общих педагогических проблем, проблема успеваемости обучающихся, сохранности контингента в группах, дисциплина и поведение студентов, неудовлетворение студентов выбором профессии.

Главным побуждающим фактором поступления выпускников школ в средние учебные заведения является стремление к овладению профессией. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.

Адаптация включает в себя составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей обучающихся.

В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление к новой системе социальных условий, к новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Социально-профессиональная адаптация - это «вхождение» в специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности.

В условиях социально-психологической адаптации первокурснику приходится осмысливать свою новую социальную роль – в процессе деятельности, общения, самосознания происходит преобразование их внутреннего потенциала за счет адаптационных механизмов: когнитивный (включает познавательные процессы), эмоциональный (эмоциональные состояния), практический, обуславливающий поведение обучающегося в различных ситуациях практической деятельности.

Степень социальной адаптации первокурсника определяет множество факторов:

Индивидуально-психологические особенности человека,

Его личностные, деловые и поведенческие качества,

Академическая активность,

Состояние здоровья,

Социальное окружение,

Статус семьи и т. д.

Особенно важно, чтобы обучающиеся, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в новое учебное заведение у подростка происходят значительные изменения в жизни: новое учебное заведение, новый коллектив сверстников и преподавателей. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы. Проходит немало времени, прежде чем обучающийся приспособится к новым требованиям обучения.

Успешное вхождение человека в новую ситуацию, новые отношения, которые имеют место в процессе адаптации, во многом зависит, как от исходной мотивации, так и от изменения ее в реальной деятельности и поведении. Речь идет о двух важных аспектах (факторах) адаптации студента – первокурсника.

Первый их них – адаптация к учебной деятельности (в данном случае речь идет о смене основных форм и методов обучения, усложнении содержания учебных предметов и др.).

Второй фактор – это адаптация к новой социальной среде – учебной группе. Успешная адаптация в учебной группе выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения личности, развитие индивидуальности, т.к. у 70 % первокурсников возникают трудности в общении и, как следствие, трудности в адаптации к новым условиям жизни.

Целью адаптации первокурсников к процессу обучения является создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения обучающихся в учебную жизнь.

Задачи адаптации :

Проведение диагностики студентов – первокурсников с целью определения их адаптированности к процессу обучения;

Проведение воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;

Проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей и педагогов;

Оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;

Координация действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

Существует три формы адаптации студентов к условиям учебного заведения:

1) адаптация формальная - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям;

2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;

3) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

1) объективному: успеваемость и посещаемость;

2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

Основными проблемами адаптации студентов являются:

1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;

2) несформированность компонентов профессионально-личностной перспективы;

3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;

4) недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности;

5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

6) коммуникативные барьеры.

Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:

Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Студенты с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.

Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость студентов. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года.

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и кураторы создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Куратор решает проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Работа преподавателей по адаптации первокурсников должна быть системной, комплексной; все участники этого процесса (включая родителей учащихся) тесно взаимодействуют между собой.

Огромную роль в адаптации играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса. Выявление трудностей, выступающих перед обучающимися на первом курсе и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость, качество знаний и сохранить контингент, а также позволит избежать отчисления на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду.

В заключение необходимо подчеркнуть: что одна из важнейших задач администрации техникума, преподавательского состава, и, самое главное, кураторов – создание нашим первокурсникам, да и всем студентам, психологически благоприятной атмосферы для обучения и воспитания. Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями учебного заведения.


Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс факторов адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в которых эта деятельность осуществляется. Стадии адаптации к профессии наступает после завершения профессионального образования, когда молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастной коллектив, другая система производственных отношений, новые социально - профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности.

Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:

Профессиональная адаптация - приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;

Психофизиологическая адаптация - процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;

Социально-психологическая адаптация - включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;

Организационно-административная адаптация - приспособление к сложившейся структуре предприятия, особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей. Идет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей;

Экономическая адаптация - привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда;

Санитарно -гигиеническая адаптация - приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009.

Сам процесс вхождения в трудовую деятельность является для ряда выпускников вузов новым и не совпадающим с их априорной оценкой как характера трудового процесса, так и ожиданий, связанных со своим местом и ролью в этом процессе.

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально - бытовых условий Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. - С. 48..

Таким образом, при изучении профессиональной адаптации молодых специалистов необходимо придерживаться такой структуры, которая отражала бы основные, наиболее общие её аспекты примерно одного уровня значимости, была чёткой и достаточно простой. В неё входят: 1) адаптация к содержанию конкретного вида профессиональной деятельности - профессиональная адаптация; 2) адаптация к системе взаимоотношений в коллективе - социально-психологическая адаптация; 3) адаптация к комплексу различных, специфически проявляющихся факторов - собственно производственная адаптация. Важно понять, что выделение отдельных видов адаптации имеет элемент условности, реально же они протекают в тесной динамической взаимосвязи.

Анализ мнения молодых специалистов и руководителей ряда компаний относительно основных проблем адаптации озвучен в публикации Т.В. Михайловой Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009. Автор пишет, что и руководители, и молодые специалисты отмечают недостаток профессиональных знаний как основной фактор торможения процесса адаптации. Одним из препятствий эффективной адаптации нового сотрудника на производстве руководители считают несоответствие работы своим представлениям, но молодые специалисты этот фактор ставят только на третье место. Мнения респондентов совпадают в том, что недостаток дополнительных знаний (по юриспруденции, менеджменту) является снижающимфактором в процессе адаптации. И негативные социально-психологические аспекты тоже имеют место при адаптации молодых специалистов к практической деятельности. При этом следует отметить, что руководители придают большее значение влиянию данных факторов на адаптацию, чем сами молодые специалисты. Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда необходимо снижение неблагоприятных воздействий представленных выше факторов, что требует от руководства организации применения специальных адаптационных программ для поддержки новых сотрудников.

Адаптация будущего специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности. Отметим, что термин "адаптированность" отражает определённое качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин "адаптация" адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды.

С.Л. Арефьева считает: "Что в силу того, что профессиональная адаптация есть заключительный этап овладения профессией, критерии адаптированности являются одновременно и критериями успешности всего этого процесса". Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить:

отношение к выполняемой работе;

самооценка степени освоения специфики работы;

установка на продолжение работы по специальности в будущем;

оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста;

структура деловых качеств;

оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптированности являются: 1) удовлетворённость местом в системе взаимоотношений; 2) эмоциональное отношение к коллективу; 3) установка на продолжение работы в том же коллективе; 4) оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста; 5) активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе; 6) авторитет в коллективе Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. - С. 51..

Процесс адаптации как система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развёртывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности и созданию состояния адаптированной личности. Главным результатом адаптации является "авторство", т.е. особый способ трансформации новых социальных условий, с которыми сталкивается личность, разработка способов решения своих жизненных задач. В контексте проблемы профессионального развития будущего специалиста адаптация означает "не приспособиться и потреблять", а "найти условия и выработать средства для становления и развития личности".

Для молодых специалистов особенно характерны следующие адаптационные проблемы:

труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий

начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей

относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж, (опыт) практической работы

молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в результате чего представляют для организации особую ценность

Само наличие таких специфических проблем требует особых подходов как на стадии вхождения молодого специалиста в коллектив, так и в процессе вузовской подготовки.

Решения задач профессиональной адаптации будущих специалистов осуществляется в несколько этапов:

1 этап - усвоение руководителями подразделений и преподавателями цели и специфики, оптимизированной на решение задач социально-профессиональной адаптации будущих специалистов и их конкретизация на основе всестороннего изучения задач, особенностей и социально-профессиональных и адаптационных возможностей учебных дисциплин.

2 этап - выбор критериев и показателей оптимальности решения общих целей профессиональной подготовки и частных целей социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

3 этап - комплексная диагностика обученности, обучаемости, психофизиологических возможностей, профессиональной пригодности и профессиональной направленности, социализированности абитуриентов.

4 этап - выбор комплекса форм, методов, средств, наиболее эффективно решающих задачи социализации, адаптации и контроля (целевая программа социально-профессиональной адаптации и развития системы самостоятельной работы студентов).

5 этап - обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий для реализации целевой программы.

6 этап - анализ решения задачи в соответствии с избранными ранее критериями оптимальности: положительная динамика психофизического состояния будущих специалистов, сохранение и развитие благоприятной эмоциональной атмосферы в студенческих группах, доброжелательных отношений с преподавателями, оптимальный уровень профессионального самоопределения, учебная и социальная успешность студентов, диагностичность и прогностичность получаемой информации о ходе и результатах социально-профессиональной адаптации.

Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие факторы:

соответствие работы полученной в вузе специальности

возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным; создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения

внедрение научной организации труда на рабочем месте

микроклимат в коллективе

социально-бытовое обеспечение

организация свободного времени.

Профессиональная адаптация будущих специалистов социально-культурной сферы - поэтапный процесс формирования, развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств будущих специалистов, профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социума; подготовки выхода на рынок труда в ходе освоения профессиональной деятельности.

Социально - педагогические условия развития профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы, представлены в модели, включают: дополнительное образование, участие в деятельности центра студенческих инициатив (акции, фестивали, социальные проекты).

По мнению автора настоящей работы, важнейшей составляющей профессиональной адаптации в культурной сфере является организация акций в сфере культуры: концертов, выставок, конкурсов, фестивалей, смотров. Умение организовать мероприятие и привлечь к нему интерес целевой аудитории является не только критерием профессионализма, но и говорит о высоком коммуникационном потенциале работника. Навыки и умения контактировать с людьми - особая черта, необходимая многим работникам социально- культурной сферы.

УДК 368.4:378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Н.Е. Мажар, Е.В. Нехорошева

В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации как процесса и результата становления индивида, разрешения противоречий между индивидом и его социальным окружением, становления компетентности как интегральной способности решать конкретные проблемы; определяются эффективные критерии и показатели, отражающие соответствие профессионально-личностного развития требованиям профессии.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, целостный подход, компетентность, профессиональноличностное развитие, адаптационная компетентность, ценностно-смысловые ориентиры, регулятивные умения.

Совершенствование подготовки специалистов социальной работы с учетом изменяющейся и усложняющейся социально-экономической, демографической и социокультурной ситуации, несомненно, является одной из актуальных проблем теории и методики высшего профессионального образования.

Термин «адаптация», как известно, имеет универсальное значение, отражая всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к изменению окружающей среды. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой рассматриваются различные виды адаптации: физиологическая, психологическая и социальная.

Анализ профессиональной адаптации как разновидности социальной является традиционным для психолого-педагогической науки. Этот процесс неразрывно связан с профессиональным становлением специалиста. В литературе широко представлены исследования дидактических (С.В. Гринько, С.А. Рунова, Т.В. Солодилова), социально-психологических (Т.И. Каткова), социальных (В.К. Будаева), индивидуально-личностных (Х.Р. Кадырова, Б.П. Невзоров, Н.А. Щербакова), социально-профессиональных (В.А. Сластенин), социально-педагогических (В.А. Плешаков, Н.А. Шепилова) аспектов профессиональной адаптации, однако её научная сущность и содержание применительно к практике подготовки социальных работников остаются не раскрытыми.

Специфика настоящего этапа развития социального образования вызывает необходимость критического пересмотра традиционных подходов к профессиональной подготовке социальных работников, усиления ее практико-ориентированных компонентов, расширения перечня и содержания компетенций будущих специалистов. Поэтому актуальность выбранного аспекта исследования обусловлена комплексом противоречий между объективной потребностью общества и государства в специалистах социальной работы, обладающих компетентностью в решении профессиональных задач, актуализированных дезадаптационными тенденциями в жизнедеятельности клиентов социозащитных учреждений, и готовностью к эффективному преодолению собственных трудных ситуаций в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических и методических основ упреждения трудностей профессиональной адаптации будущих социальных работников и её педагогического сопровождения.

Позиция авторов основывается на идее, выдвинутой Виталием Александровичем Сласте-ниным об «опережающей адаптации» выпускника вуза. При отсутствии упреждающей подготовки выпускник зачастую теряется при первом же столкновении с неприятием его деловой инициативы; он оказывается не готов к тому, чтобы занять продуктивную позицию в конфликтных ситуациях, точно расшифровать для себя мотивы поведения клиентов, их социального окружения, пожилых коллег, администрации и т.п. Наивно-благодушные ожидания, с которыми вчерашний студент входит в сложную структуру внутригрупповых отношений, нередко оборачиваются унылым скептицизмом и социальной пассивностью. Упреждающая профессиональная адаптация является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социальной работы, а её эффективность будет значительно выше при реализации в образовательной практике соответствующих педагогических условий.

В общественном сознании практически отсутствует представление о социальной работе как интересной творческой, а, самое главное, общественно значимой и востребованной профессии, где межличностные отношения выступают как атрибут профессиональных отношений между социальным работником и человеком, нуждающимся в помощи. Сферу практической социальной работы, зачастую, представляют специалисты, не имеющие соответствующего образования, плохо

представляющие не только содержание и технологию социальной работы, но и ее цели и ценности. Ими проецируются официальные, безличные отношения между оказывающими помощь и её получателем. Все это создает значительные трудности профессиональной идентификации и, соответственно, адаптации молодых специалистов и студентов.

Отечественная модель социальной работы носит односторонний характер, содержание которой ограничивается материальной помощью населению. Отношения между представителями государства, защищающего своих граждан, и гражданами, нуждающимися в защите, носят патерналистский бюрократический характер. Это связано с небольшим периодом времени развития практики социальной работы и подготовки специалистов для этой сферы, а также отечественной спецификой ее институционального становления.

Термин «профессиональная адаптация» наследует дефинитивную неоднозначность родового понятия «социальная адаптация», потому как само определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему. Социальную адаптацию определяет ряд ключевых терминов: «взаимодействие», «вживание», «усвоение», «включение», «приспособление», «формирование». Наиболее часто используется типовое определение социальной адаптации как «взаимодействия личности и социальной среды» с указанием особенностей этого взаимодействия.

Так, например, социальную адаптацию в широком смысле трактуют как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе чего происходит согласование взаимных требований (И.А. Милославова); адаптация есть процесс и результат становления индивида социальным существом (А.В. Мудрик); сложный целостный процесс разрешения противоречий между индивидом и его социальным окружением (А.В. Лешина). Во всех определениях подчеркивается сложность, целостность, динамичность, непрерывность и активность человека в процессе адаптивного взаимодействия с социальной средой, в т.ч. и с профессиональной. Профессиональная адаптация представляет собой процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности (В.А. Сластенин), сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения мастерством на основе совокупности ранее добытых и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков (А.Г. Мороз), на этапе профессионального обучения проявляется в овладении обучающимися актуально значимыми в области определенной профессиональной деятельности знаниями, практическими умениями и навыками, социальнокоммуникативными компетенциями; личностно-индивидуальными характеристиками, обеспечивающими успех в достижении выпускником вуза соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности (Х.Р. Кадырова).

Общемировая тенденция движения к новому качеству высшего образования основана на комплексном, междисциплинарном и интегральном характере требований к уровню подготовленности выпускников вузов для выполнения как профессиональных, так и социальных ролей в разнообразных контекстах. Это нашло отражение в динамичном становлении компетентностного подхода к подготовке социальных работников.

Так, компетентность понимается как некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы (А.Л. Андреев), сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта (В.А. Болотов, В.В. Сериков), интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (В.А. Козырев, А.П. Тряпицына), субъективированная форма профессионализма (Е.И. Артамонова). В п.3.3 Кодекса этики социального педагога и социального работника "Союза социальных педагогов и социальных работников России" прямо указано, что компетентность является ценностью социальной работы и обеспечивает принадлежность социального работника к профессиональной группе.

Анализ определений позволяет выделить важные для нашего исследования положения: основу любой компетентности составляет деятельность, профессиональные компетентности формируются и проявляются в профессиональной деятельности; компетентность обнаруживается исключительно в органическом единстве с ценностями специалиста; компетентность как продукт обучения не является его прямым следствием, а скорее следствием личностного роста индивида; структура компетентности интегрирует когнитивные, операциональные и эмоциональноценностный составляющие образования; компетентность рассматривается как элемент механизма

самоорганизации субъекта, адаптации в динамичной, непредсказуемой профессиональной среде.

Таким образом, опора на компетентностный подход в профессиональной адаптации максимально реализует идеологический контекст профессии «социальная работа» и обеспечивает соответствие профессионально-личностного развития будущего специалиста требованиям профессии в следующих аспектах:

Деятельностном, т.к. этот процесс обеспечивает, с одной стороны, готовность студента к продуктивному решению проблемы адаптации в психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работе; с другой, позволяет решать задачи преодоления собственных адаптационных затруднений как на этапе профессиональной подготовки, так и в самостоятельной профессиональной деятельности;

Ценностном, т.к. наряду с планами профессионального будущего (характеристики труда, материальное благосостояние, возможность карьерного роста) в этом процессе формируется гуманистическая направленность личности и профессиональная мотивация;

Регулятивном, т.к. адаптация к профессии рассматривается как результат активности личности в целях достижения оптимального соотношения взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды.

Приобретаемые в процессе обучения нормативные способы деятельности социального работника включают аналитические, диагностические, прогностические, организаторские, действенно-практические умения и навыки. Тем не менее, практическую социальную работу невозможно свести к нормативному варианту. Практика социальной работы характеризуется высокой степенью непредсказуемости и противоречивости, специалист-практик всегда вынужден принимать решения и действовать в неопределенной ситуации. Возникает необходимость поиска в дополнительных средств и способов разрешения нестандартных задач.

На основе опыта решения стандартных задач и субъектного опыта формируется компе-тентностный опыт. Адаптационный компетентностный опыт - это целенаправленный процесс успешного (неуспешного) выполнения адаптационной деятельности при решении профессиональной задачи, предметом которой является преобразование трудной жизненной ситуации клиента (адаптивной ситуации), а результатом деятельности является не только применение уже известных умений и навыков и соответствующих знаний (репродуктивная деятельность), но и освоение нового набора (системы) умений и знаний (творческая деятельность). Содержание приобретенного компетентностного опыта составляют изменившиеся взгляды и установки, формирующееся критическое отношение к выполняемым профессиональным преобразованиям. В итоге опытная компонента в модели адаптационной компетентности обладает объективным содержанием, зависящим от результатов деятельности студента в ходе преобразования им внешнего мира и самого себя. Другими словами, в формировании компетентностного опыта решаются как непосредственные задачи профессионального обучения, так и задачи собственной профессиональной адаптации будущего социального работника. Приобретенный в собственной деятельности личностный адаптационный опыт определяет высокую степень профессиональной адаптации.

Необходимость в рефлексии как средстве когнитивного освоения ситуации взаимодействия возникает в асимметричных ситуациях (обучение, руководство), в ситуациях конфликта, групповой дискуссии, в проблемных эпизодах социальной жизни, когда действия человека не регулируются социальными клише, и он сам вынужден конструировать свое поведение. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление субъектом движения в содержании проблемной ситуации, на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания, межличностная -на самоорганизацию своей деятельности через осмысление личности и деятельности партнера по совместной деятельности, личностная - на самоорганизацию через осмысление себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего «Я». Один из главных внутренних регуляторов профессиональной деятельности, детерминантой развития профессиональной деятельности специалиста выступает его самооценка (В.А. Сластенин). Это критическая позиция социального работника по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения ценностей социальной работы. Положительное и профессионально результативное самооценивание выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов. Тем самым формируется регуляторный опыт.

Таким образом, адаптационная компетентность социального работника представляет собой интегральную характеристику будущего специалиста социальной сферы, которая определяет его

умение решать адаптационные проблемы и связанные с ними профессиональные задачи в реальных ситуациях учебной и профессиональной деятельности с использованием соответствующих знаний, профессиональных ценностей и личного опыта адаптации. Профессиональная адаптация есть достижение соответствия профессионально-личностного развития будущего специалиста требованиям профессии посредством формирования его адаптационной компетентности, профессионально-ценностных ориентаций и развития регулятивных умений.

Однако следует пояснить взаимосвязь используемых нами понятий. Адаптационная компетентность актуализирует понятие адаптационного опыта, который целенаправленно формируется в решении адаптационной задачи в нетипичных (нестандартных) ситуациях. Для преобразования, разрешения трудной (адаптивной) ситуации студент использует соответствующие знания, нормативные способы деятельности, подвергает их критическому переосмыслению, формирует новый набор (систему) умений и знаний. Таким образом, опытная компонента адаптационной компетентности обладает объективным содержанием, зависящим от результатов деятельности самого студента. Приобретенный в собственной деятельности личностный адаптационный опыт определяет высокую степень профессиональной адаптации. Таким образом, используя в нашем исследовании понятие «адаптационная компетентность» мы подчеркиваем интегральный характер адаптационных приобретений, с одной стороны, и опираемся на собственную активность будущего специалиста по достижению этих приобретений, с другой.

Адаптация рассматривается в соотнесенности деятельности будущих специалистов с объективными параметрами профессии «социальная работа» и объективно характеризуется профессиональными образованиями интегративного характера: адаптационная компетентность, профессиональная направленность, профессионально-важные качества, обеспечивающие высокий уровень саморегуляции - соответствующих когнитивному, операциональному, мотивационному и регулятивному критериям.

Профессиональная направленность - мотивационный критерий - характеризует направленность на профессию. Показатели: соответствие структуры жизненных ценностей профессиональным ценностям, гуманистическая направленность личности, готовность к выбору активной адаптационной стратегии, ценностное отношение к личностному адаптационному опыту.

Адаптационная компетентность - когнитивный критерий - указывает на уровень знаний студентом теорий адаптации в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, методов и технологий регулирования адаптационного процесса, коррелирующих этой деятельности ценностей. Показатели: уровень знаний о проблеме социальной адаптации: сущность, технология, ценности; степень осознания себя адаптирующимся субъектом и собственных адаптационных затруднений.

Адаптационная компетентность - операциональный критерий - передает динамический аспект реализации компетентности. Показатели: количество альтернатив/правильных решений в ситуации выбора; адекватность восприятия и анализа ситуации; устойчивый навык технологиза-ции деятельности, отраженный в количестве и качестве выполненных процедур; активный поиск дополнительных ресурсов в ситуации затруднений; присутствие ценностей профессии в виде выработанных поведенческих реакций в профессионально значимых ситуациях.

Профессионально-важные качества, обеспечивающие высокий уровень саморегуляции -регулятивный критерий - отражают степень развития саморегуляции поведения и позволяют спрогнозировать поведение в адаптивной ситуации. Показатели: способность к построению целесообразной деятельности и её оценке; качества, отражающие личностно-стилевые и динамические характеристики саморегуляции; стрессоустойчивость в процессе решения профессиональной задачи; личностный адаптивный потенциал.

Итак, целевая установка профессиональной адаптации специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки напрямую зависит от образовательного подхода, реализуемого в учебном заведении. В качестве оптимального нами установлен компетентностный подход как максимально соответствующий целям и задачам профессиональной социальной работы и репрезентирующий её фундаментальные ценности. В этой связи, профессиональная адаптация осуществляется в направлении формирования адаптационной компетентности, усвоения ценностно-смысловых ориентиров и развития регулятивных умений, объективно отраженных в мотивационном, когнитивном, операциональном и регулятивном критериях.

The paper considers the problem of occupational adaptation as a process and a result of formation of the individual, resolving the contradictions between the individual and his social environment, the establishment of competence as

an integral ability to solve specific problems, are determined by effective criteria and indicators that reflect compliance with professional and personal development requirements of the profession.

The key words: professional adaptation, a holistic approach, competence, professional personal development, adaptive competence, value conceptual guidance, regulatory skills.

Н.Е. Мажар, - доктор педагогических наук, профессор Смоленский гуманитарный университет

Е.В. Нехорошева - Смоленский гуманитарный университет

Выбор редакции
С помощью операционного и финансового цикла можно управлять прибыльностью и ликвидностью компании, что всегда актуально для финансовых...

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: ПАМЯТЬ Память - одна из...

Когда появилась профессия архитектор: Ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества...

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной...
Слайд 1 Описание слайда: Слайд 2 Описание слайда: Слайд 3 Описание слайда: Слайд 4 Описание слайда: Слайд 5 Описание слайда: Слайд...
Введение 1.3. Методика оценки качества обслуживания предприятия социально-культурной сферы 2.2. Анализ показателей коммерческой...
Цель презентации: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном...
Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены...
Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых...