Автоматизация логистических процессов предприятия. Автоматизация производственных и логистических процессов


Логистическая система предприятия включает в себя целый список товаропроводящих функций. Проблема в том, что зачастую функции выполняются изолированно. Например, при планировании производства недостаточно учитываются ограничения закупочной и сбытовой деятельности. В итоге неучтенный фактор закупок влечет за собой сбои на производстве и конечный потребитель получает товар с задержкой и/или не в полном объеме.


Проверенный подход к решению проблем в логистике

Системным решением для эффективного управления логистикой является переход от управления товаропроводящими функциями к в рамках единой системы управления логистикой на предприятии. Проектирование и автоматизация сквозных бизнес-процессов в логистике – необходимое условие развития бизнеса в условиях быстро растущего производства и высокого темпа технологических изменений. Реинжиниринг бизнес-процессов в логистике обеспечивает:

  1. значительное сокращение запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте
  2. сокращение затрат на дистрибуцию
  3. ускорение оборачиваемости оборотного капитала
  4. повышение качества и удовлетворенности клиентов
Для достижения перечисленных целей бизнес-процессы отдела логистики необходимо проектировать их как сквозные и кросс-функциональные и автоматизировать их.

Подробнее о сквозных и кросс-функциональных процессах в логистике

Сквозными называются бизнес-процессы, рассматриваемые “от и до” – от самого начала до самого конца, например, от обращения клиента до отгрузки, оплаты и контрольного звонка менеджера по продажам с целью получить обратную связь от клиента и убедиться, что у него нет претензий (или принять претензию и начать над ней работать).

Сквозные бизнес-процессы, как правило, являются кросс-функциональными, т.е. выходят за границы одного структурного подразделения. Ключевые элементы методологии управления сквозными “от и до” бизнес-процессами:

  • результат выполнения процесса увязан с целями компании и представляет ценность для клиента (клиентоориентированность)
  • у процесса есть владелец из числа руководства компании, отвечающий за его оптимальность и имеющий в своем распоряжении необходимые ресурсы и властные рычаги
  • менеджер процесса отвечает за прохождение экземпляров процесса – конкретных заявок клиента, заказов на доставку и т.д.
  • управление процессов строится на основе измеряемых показателей
Выделение сквозных процессов обеспечивает понимание руководством работы компании как системы, помогает персоналу увидеть процессы целиком и понять собственную роль в удовлетворении потребностей клиента, улучшить взаимодействие сотрудников и достигнуть синергетического эффекта.

Когда сквозные бизнес-процессы компании определены, можно приступать к в логистике. В современном мире оптимизация подразумевает автоматизацию – без компьютеров невозможно достичь требуемого уровня производительности труда, исполнительской дисциплины, качества сервиса, объективной и достоверной отчетности и мониторинга в реальном времени, необходимых для принятия точных управленческих решений.

Автоматизация бизнес-процессов логистики в действии

Организациям, взявшим курс на автоматизацию бизнес-процессов логистики и внедрение сквозных бизнес-процессов, мы рады предложить . Решение на базе Comindware Business Application Platform обеспечивает автоматизацию всего процесса поставки груза, начиная с получения заявки на доставку, заканчивая поступлением груза на склад клиента, а также помогает маршрутизировать заявки между отделами в рамках сквозных бизнес-процессов.

Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик, бренд-менеджер решений на базе , специалист по партнёрским отношениям.

Журнал « Логинфо »

Роль логистики в управлении современным предприятием, деятельность которого основана на принципах максимальной экономической эффективности, сегодня сложно переоценить. Инструменты и методы логистики применяются в различных областях менеджмента: с их помощью производится управление людским, финансовыми, информационными и товарно-материальными потоками. Весь сложносоставной комплекс логистики движения товарно-материальных ценностей (логистика закупок и продаж, складирования и запасов, транспортная и производственная логистика) может быть объединен в единую область логистических знаний - Управление цепочками поставок, (УЦП).

На практике использование механизма УЦП для предприятия означает оптимизацию всего пути движения товаров и позволяет контролировать каждую стадию перемещения товаров, документов, информации, учитывая все транзакции между контрагентами. Эта технология предъявляет высокие требования к организации взаимодействия внутри предприятия, между его подразделениями и с внешними компаниями, а также к уровню информационной оснащенности предприятия. Поэтому система УЦП для большинства предприятий в нашей стране пока является целью, на пути к которой необходимо последовательное совершенствование всех звеньев цепи поставок.

Оптимизация склада как основного звена цепи поставок

Для каждой компании, в зависимости от ее специфики и потребностей, существует свой ответ на вопрос, с чего именно следует начинать отладку механизма УЦП. Согласно управленческой теории ограничений, всегда следует начинать с поиска «узких мест» и способов их оптимальной эксплуатации. В большинстве случаев таким «узким местом» оказываются в первую очередь складские операции. Здесь речь идет, прежде всего, о внедрении системы управления складом (WMS), позволяющей решить общие для многих предприятий стартовые задачи: создание оперативного доступа к информации о товаре, обеспечение высокой скорости процессов и снижение числа ошибок при идентификации товара, осуществление контроля над работой персонала и т.п.

В дальнейшем, после решения проблем базового уровня, предприятие может воспользоваться и другими функциональными возможностями WMS, в частности диспетчеризация загрузки персонала и оборудования, мониторинг производительности склада, расчет упаковки транспортных мест заказа и управление зоной отгрузки в разрезе маршрутов, интеграция с роботизированными комплексами систем хранения и перемещения товаров. Список функциональных возможностей мощной WMS достаточно велик. Для значительного увеличения скорости складских операций, а также для минимизации возможных ошибок при их выполнении, все больше предприятий используют при внедрении WMS автоматические системы идентификации - идентификацию с помощью линейных или двумерных штриховых кодов и радиочастотную идентификацию (RFID). При использовании штрихкодирования информация, заключенная в штриховых кодах, нанесенных на товар, места его хранения, оборудование, бланки документации и т.д., считывается с помощью специальных устройств - сканеров или терминалов. На складах в настоящее время чаще всего используется наиболее современный on-line способ сбора и обработки данных с использованием радиотерминалов. Радиотерминалы имеют различные модификации, каждая из которых является максимально оптимальной для определенной стадии складского техпроцесса. Так, например, самые привычные ручные терминалы наиболее органично вписываются в процедуры контроля или упаковки. Они хороши там, где не требуется обработка больших объемов данных или использование подъемно-транспортного оборудования. Для процедур размещения и отбора лучше всего подходят монтируемые терминалы - полноэкранные модели с крупной внешней клавиатурой, с которыми работают водители штабелеров или самоходных тележек. А для операции приемки, которая требует ввода большого количества новых данных, выполнения маркировки товара, работы с документами идеально мобильное рабочее место, укомплектованное полноценным компьютером с беспроводной связью с локальной сетью, радиосканером, принтером, аккумулятором и лотком для бумаг.

Следует обратить внимание на распространенное заблуждение, что использование терминалов невозможно без штрихкодирования. На самом деле это не так. Организовать более эффективный техпроцесс с использованием мобильных устройств можно и без тотального штрихкодирования. Конечно, наличие штрихкода еще более упрощает работу персонала склада и снижает количество ошибок при исполнении операций, однако принципиальным условием внедрения on-line способа работы это не является.

Отличие еще более «продвинутой» RFID технологии от штрихкодирования заключается в возможности идентификации движущихся объектов с относительного большого расстояния. Идентификация производится путем считывания радиометок, причем последние не обязательно должны располагаться в зоне видимости считывающего устройства. Радиочастотная идентификация многократно увеличивает скорость выполнения складских операций; однако ее использование ограничивается высокой стоимостью (к примеру, стоимость нанесения штрихкодов и радиометок отличается в разы) и отсутствием единых мировых стандартов.

Хотя автоматическая идентификация обладает рядом бесспорных преимуществ, в некоторых случаях для организации бесперебойной и отлаженной работы склада предприятию будет достаточно внедрения WMS с использованием визуальной идентификации, когда все задания для складского персонала печатаются на бумажных носителях. Согласно практике AXELOT, применение «бумажной» технологии оправдано при отсутствии чрезмерно высоких требований к скорости выполнения операций, при сжатых сроках автоматизации и относительно скромном бюджете. Так, например, при внедрении WMS на складе, находящемся в процессе переезда, использование визуальной идентификации будет оптимальным как с точки зрения сроков, так и с точки зрения функциональности.

Управление перевозками - минимизация транспортных издержек

Под управлением перевозками понимается как управление автопарком (если он имеется у предприятия), так и процессом транспортировки грузов в целом, независимо от типов используемого транспорта. Оптимизация перевозок как еще одного звена цепи управления поставками призвана организовать обмен информацией (в частности, актуальными отчетами для оценки эффективности и качества выполняемых работ) между подразделениями компании, участвующими в процессе перевозки, обеспечить эффективное использование транспортных средств, контроль за их местоположением и состоянием грузов и т.д. Рост объемов грузопотоков и необходимость повышения уровня обслуживания делает перечисленные задачи оптимизации все более актуальными. Их решение представляется возможным путем проведения соответствующих организационных мероприятий в комплексе с внедрением автоматизированных систем управлением перевозками.

Автоматизированные системы управления перевозками обладают среди прочего такими функциональными возможностями, как:

    регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;

    регистрация и контроль исполнения заданий на перевозку грузов;

    формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях и контроль исполнения рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;

    регистрация и контроль исполнения заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;

    формирование документов аналитической отчетности, позволяющих оценить ключевые показатели эффективности выполненных транспортировок по видам транспортных средств и провести анализ накопленных статистических данных

Дополнительно в рамках функционала систем автоматизации перевозок может быть выполнена визуализация маршрутов и местоположения транспортного средства на электронных картах, реализована возможность использования GPS-навигаторов.

Автоматическая система управления перевозками обычно интегрируется с модулями закупок и продаж корпоративной информационной системы, WMS-системой и с системой управления автопарком (если таковой имеется).

Результат оптимизации перевозок - повышение качества и точности выполнения заказов, сокращение затрат на персонал, снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза, уменьшение числа холостых пробегов и т.д.

Автоматизация снабжения - необходимость для крупных предприятий

С проблемами, связанными с выполнением функции снабжения, чаще всего сталкиваются довольно крупные предприятия, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний. Основная трудность здесь - обеспечение консолидации информации о потребностях в материалах и оборудовании всех подразделений. В таком случае и возникает необходимость в автоматизации процесса снабжения путем внедрения специализированной информационной системы. В практике AXELOT наиболее характерным примером такого проекта является автоматизация системы управления материально-техническим обеспечением, включающая 400 рабочих мест. Эта система охватывает в едином информационном пространстве 21 филиал предприятия заказчика и 18 дочерних компаний, обеспечивая четкое выполнение ряда логистических задач, связанных со сбором и обработкой потребностей указанных подразделений, взаимодействием с поставщиками, планированием закупок и контролем их исполнения и пр. Полный цикл автоматизированного бизнес-процесса консолидации, обработки и исполнения закупок включает в себя укрупнено четыре блока взаимосвязанного функционала:

Оптимизация процессов, связанных с управлением товарно-материальными ценностями, не начинается и не ограничивается автоматизацией складских операций, перевозок, снабжения и т.д. Перед установкой автоматической системы требуется создание продуманной схемы управления теми или иными логистическими процессами, проведение определенных организационных изменений, за которыми и последует проект внедрения. Однако широкое использование автоматизированных систем управления звеньями цепи поставок как раз и позволяет говорить о том, что логистика становится в полном смысле слова современной, максимально отвечающей текущим актуальным потребностям предприятий.

Дарья Любовина, руководитель проектов

www.сайт

Особое значение правильно работающей логистики в период кризиса

Одной из наиболее динамично развивающихся областей в части использования информационных технологий является логистика. По сути, логистический подход к процессам означает стремление к перемещению товарно-материальных ценностей в максимально возможном объеме за минимальное время с учетом различных налагаемых ограничений. Такому подходу не всегда уделяется должное внимание в экономике, перенасыщенной деньгами и долгосрочными проектами, которые, как правило, способствуют завышенному спросу и несколько расслабляют предприятия. Растет численность персонала, его зарплаты, при этом качество перемещения товаров по цепи формирования добавленной стоимости оставляет желать лучшего. И только наиболее продвинутые предприятия – лидеры отрасли, которые проживают каждый рабочий день как последний, способны в "мирное время" подготовиться к возможным неприятностям. Именно в таких предприятиях работают правильные люди, которые формируют и контролируют правильные логистические процессы.

Рис. 1. Бизнес-процессы склада

Чем меньше внимания логистике, тем выше потери предприятия в период кризиса

В период кризиса обостряется борьба за каждого клиента. На перегретом кредитами рынке клиенты могли выстраиваться в очередь к поставщикам. Теперь же, когда практически каждое предприятие тщательнейшим образом анализирует, за что стоит платить, а за что нет, внимательность к деталям и качество обслуживания превращаются из маркетинговых лозунгов в повседневные реалии.

Кладовщик неоправданно долго искал товар на складе? Завтра этот товар тому же клиенту отгрузит другой поставщик. Все же нашел товар, но ошибочно отгрузил похожий? В лучшем случае в тот же день этот товар могут вежливо попросить забрать и больше никогда не привозить.

Если посчитать совокупную годовую недополученную прибыль от ушедших навсегда клиентов и, как следствие, практически невозобновляемую потерю доли на рынке, ситуация очень быстро перестает быть для предприятия оптимистичной.

Автоматизация логистики склада – путь к сокращению потерь предприятия

Пока потери предприятия не превысят все мыслимые пределы, решение логистических проблем с использованием современных систем автоматизации, как правило, может откладываться "на потом" в силу объективного приоритета маркетинга и продаж, находящихся на передних рубежах бизнеса. Следует отметить, что своевременное наведение порядка в соответствующих тыловых подразделениях является столь же важной управленческой и учетной задачей, особенно в кризисный период В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Штрафные санкции крупных торговых сетей за ошибочно доставленный товар – не лучший способ поддержания морального духа персонала предприятия, особенно в период участившихся неплатежей. Именно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.

Рис. 2. Организация адресного хранения на складе

Автоматизация транспортной логистики – помощь в ликвидации проблемных участков грузоперевозок

Простой собственного и клиентского транспорта на примыкающей к складу территории – еще одна возможность навсегда потерять клиентов. Разве может быть избыточным для предприятия единое информационное пространство, позволяющее менеджерам, логистам и диспетчерам учитывать и оптимально управлять доставкой товара производственных, торговых и экспедиторских предприятий? Вместо того чтобы путаться со сложноподчиненными электронными таблицами, с внедрением автоматизированной системы управления перевозками можно будет в любой момент времени "по щелчку" получить текущую картину выполнения заказа клиентам. И это не говоря уже о планировании перевозок и развернутой аналитике, свойственной системам подобного уровня. Выявление отклонений от установленных нормативов поможет ликвидировать проблемные участки грузоперевозок.

Рис. 3. Функциональные возможности автоматизированной системы управления транспортом "1С-Логистика:Управление транспортом".

Согласно докладу министра транспорта и связи И.Е.Левитина себестоимость автомобильных перевозок в России в полтора раза выше, чем в развитых зарубежных странах. Размер транспортной составляющей в конечной себестоимости продукции – достигает пятнадцати – двадцати процентов (15-20%) против семи-восьми процентов (7-8%) в странах с развитой экономикой. В большинстве случаев уменьшение издержек на транспортировку в результате оптимизации и автоматизации процессов могут составлять миллионы рублей в год.

Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе перевозок грузов, является неэффективное использование моделей и типов транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов их подбора с учетом максимального использования грузоподъемных характеристик. Безусловная выгода от внедрения системы автоматизации перевозок - контроль коэффициента загрузки транспорта при выполнении комплектации рейсов.

Еще один рычаг для понижения затрат на транспорт – отслеживание количественных и технологических коэффициентов эффективности выполнения перевозок (KPI). Автоматизированная система рассчитывает каждый из них и предоставляет всю необходимую информацию ответственным сотрудникам для принятия взвешенных и своевременных управленческих решений.

Для понижения затрат на транспортировку и ускорения выполнения операций используется также зонирование адресов доставки и дополнительная фильтрация заданий на перевозку по зонам доставки при комплектации рейсов. Это позволяет избежать неоправданно завышенного пробега транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов оптимальной маршрутизации. В итоге – значительная экономия ГСМ, что в период кризиса совсем не повредит.

Внедрили автоматизированную систему управления складом – сократили расходы на персонал

Когда на рынке в целом становится меньше денег, их тут же начинают усердно считать на каждом предприятии – практически на всех участках работы начинается борьба за минимизацию издержек. На российских складских комплексах фонд заработной платы может достигать 30% - 60% (или даже больше) от общих издержек на эксплуатацию склада. Но как только на объекте начинает работать автоматизированная система управления складом, от 30% до 50% складского персонала становятся избыточными (данные по итогам проектов AXELOT). Это персонал можно смело переориентировать на другие вакантные участки работ, соответствующие по требованиям к квалификации. Зато оставшимся кладовщикам не придется лихорадочно носиться по складу в поисках куда-то запропастившегося товара. Экономию от высвобождения складского персонала за год несложно подсчитать, и она в очень многих случаях превышает совокупную стоимость проекта автоматизации складской логистики, включая стоимость услуг, программного обеспечения и необходимого радиооборудования для поддержки технологии штрихкодирования.

Рис. 4. Выдержка из примера расчета окупаемости проекта автоматизации склада на базе "1С-Логистика:Управление складом"

Автоматизированная система управления позволяет увеличить скорость работы склада и оптимизировать площадь хранения

Еще большую ценность в период кризиса приобретает время – один из ключевых логистических параметров. Если склад недостаточно быстро отгружает из-за плохой логистики, это приводит к неудовлетворенному спросу. То, что вчера клиент предприятия был готов купить немедленно, сегодня может превратиться в залежалый товар на достаточно долгий период. И за этот товар нужно будет заплатить поставщику, увеличив тем самым без особой надобности товарный запас. В итоге вместо увеличения оборота и прибыли – замораживание складских запасов и рост затрат. Эти индивидуальные для каждого предприятия издержки также можно посчитать за период и рано или поздно прийти к выводу, что правильней было изначально не доводить до потерь. Эксплуатация любого складского комплекса стоит денег. Эти затраты несложно пересчитать на единицу площади и в единицу времени, то есть во сколько обходится предприятию час работы склада или хранение товара на площади 1 кв. м. Из приведенного выше примера следует, что операция автоматизированного размещения товара, высвобождающая 500 из 4000 кв. м склада, приводит к экономии около 2 миллионов рублей в год. Это немалые деньги даже в некризисные времена.

Рис. 5. Автоматизированный отбор товаров в системе "1С-Логистика:Управление складом 3.0"

Дополнительный доход предприятия от предоставления услуг ответственного хранения – еще один результат автоматизации склада

В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но даже если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада "выжмет" из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат – доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.

Рис. 6. Одна из форм отчета склада ответственного хранения, создающаяся в "1С-Логистика:Управление складом"

Решения по автоматизации логистики: "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками"

Хотелось бы обратить внимание на отличительные особенности совместных решений фирмы "1С" и компании AXELOT "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками" . Работа на массовом рынке изначально предполагает максимально возможную доступность для потребителя и отчуждаемость программного продукта и сопутствующих внедрению услуг. Большая часть кода этих программных продуктов, относящегося к логике складских процессов, открыта для модификации. На практике это означает, что в подавляющем большинстве случаев предприятия могут внедрить приобретенное программное собственными силами. Для этого требуются по меньшей мере один толковый логист и один грамотный специалист в области автоматизации на технологической платформе

1.7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.7.1. Автоматизированные системы управления

Автоматизация управления на различных уровнях промышлен­ного производства реализуется с помощью автоматизированных систем управления - АСУП (или ERP) и АСУТП. Системы ERP в иерархической структуре управления охватывают уровни от пред­приятия до цеха, а АСУТП - от цеха и ниже, хотя на уровне цеха могут быть средства и АСУП, и АСУТП. В то же время в АСУТП могут быть и межцеховые связи, если единый технологический процесс реализуется в нескольких цехах.

В последнее время в связи с развитием сети Internet автоматиза­ция распространилась на управление связями между предприяти­ями. Появились соответствующие подсистемы в ERP, но часто вза­имодействие с поставщиками и заказчиками осуществляют с помощью самостоятельных систем SCM и CRM соответственно.

Современные системы ERP строятся на основе концепции иерар­хического управления предприятием. Наряду с этой концепцией в последнее время все заметнее проявляется тенденция к созданию многоагентных управляющих систем, основанных на принципах процессного управления .

В современных системах ERP выделяют ряд подсистем. Ниже приведен список основных подсистем, встречающихся во многих системах ERP, вместе с присущими им функциями.

1 . «Календарное планирование производства». Основные фун­кции: сетевое планирование производства, расчет потребностей в мощностях и материалах, межцеховые спецификации и учет дви­жения изделий, контроль выполнения планов.

2.«Оперативное управление производством». Функции: сопро­вождение данных об изделиях, контроль выполненных работ , бра­ка и отходов, расчет норм расхода ресурсов, управление обслужи­вающими подразделениями.

3.«Управление проектами». Функции: сетевое планирование
проектных работ и контроль их выполнения, расчет потребности в
производственных ресурсах.

4.«Финансово-экономическое управление, бухгалтерский учет ».
Функции: учет денежных средств и производственных затрат , мар­кетинговые исследования, ценообразование , составление смет рас­
ходов, ведение договоров и взаиморасчетов , финансовые отчеты,
отчетность по налогам, анализ платежеспособности предприятия.

5. Логистика». Функции: сбыт и торговля, статистика и анализ
реализации, складское обслуживание, управление снабжением, за­
пасами и закупками, управление транспортировкой, оптимизация
маршрутов транспортных средств.

6. «Управление персоналом». Функции: кадровый учет, ведение
штатного расписания, расчет зарплаты.

7. «Управление информационными ресурсами». Функции: уп­равление документами и документооборотом, инсталляция и со­провождение программного обеспечения , генерация моделей и
интерфейсов приложений, имитационное моделирование производ­ственных процессов.

Как отмечено выше, существуют разновидности АСУП со сво­ими англоязычными названиями. Если наиболее общую систему с перечисленными выше функциями называют ERP, то системы, скон­центрированные на управлении производством (оперирующие ин­формацией о материалах, производстве, контроле и т. п.), называют MRP-2.

В ERP важная роль отводится системам управления данными EDM (Enterprise Data Management), аналогичным системам PDM в САПР.

Системы MES по своей функциональности близки к системам ERP и имеют ряд подсистем следующего назначения :

Синтез расписаний производственных операций;

Распределение ресурсов, в том числе распределение исполни­телей по работам;

Диспетчирование потоков заказов и работ;

Управление документами, относящимися к выполняемым опе­рациям;

Оперативный контроль качества;

Оперативная корректировка параметров процессов на основе
данных о протекании процессов и др.

Мировым лидером среди систем программного обеспечения ERP является система R/3 (фирма SAP), к числу лидеров относят­ся также системы Ваап IV, Oracle Applications, J. D. Edwards. С точ­ки зрения интеграции систем управления и проектирования следу­ет обратить внимание на систему Omega Production (компания СИКОР) . Среди отечественных АСУП следует назвать систе­мы Парус , Галактика , Флагман , М-2 и др.

Так, в системе Вааn IV имеются следующие подсистемы .

«Администратор деятельности предприятия», с ее помощью
анализируются показатели финансово-хозяйственной деятельности , сопоставляются значения текущих показателей с предельны­ми, генерируются информационные отчеты, что позволяет в целом судить о состоянии дел на предприятии;

«Производство» - служит для сопровождения данных (специ­фикаций, технологических маршрутов) об изделиях, планирования
и оперативного управления производственными процессами;

«Проект» - занимается планированием проектных работ с уче­том требуемых ресурсов, в том числе финансовых, и контролем
выполнения планов;

«Сбыт, снабжение, склады» - предназначена для решения со­ответствующих логистических задач;

«Транспорт» - служит для определения оптимальных марш­рутов перевозок с учетом загрузки экипажей и для контроля за ме­стонахождением грузов;

«Управление персоналом» - занимается ведением штатного
расписания, кадровым учетом, расчетом зарплаты;

«Финансы» - управляет денежными средствами, финансовым
планированием, распределением затрат, налоговой и финансовой
отчетностью;

«Процесс» - ориентирована на управление непрерывными
производственными процессами;

«Сервис» - служит для управления процессами обслужива­ния с составлением графика планово-предупредительных мероп­риятий, выполнением ремонта, определением требуемых ресурсов, тарифов на расходные материалы;

«Моделирование предприятия» - предназначена для оценки
эффективности работы предприятия с помощью создания и исполь­зования моделей;

«Инструментарий» - инструментальная среда для описания структуры базы данных , генерации приложений с помощью языка 4GL.

В системе Парус функционируют подсистемы:

«Управление финансами»;
«Логистика»;

«Управление производством»;

«Управление персоналом»;

«Управление бизнес-процессами».

Компоненты (модули) корпоративной информационной систе­мы Флагман (компания Инфософт) группируются в совокупности, называемые контурами. В системе семь контуров: финансово-эко­номическое управление, логистика, управление производством, уп­равление персоналом, бухгалтерский учет и анализ, контроллинг , управление информационными ресурсами.

Шагом в направлении создания единого информационного про­странства управления производством является создание средств сопряжения разных автоматизированных систем управления друг с другом. Такие средства называют конверторами или мостами (ERPBridges). Так, в системе R/3 имеется ряд мостов, например мост, связывающий R/3 с системой управления производством F/Ops. Система F/Ops относится к классу продуктов MES.

Функциями систем MES являются анализ производственных процессов, их оптимизация, управление ресурсами и расходом ма­териалов, анализ простоев оборудования, диагностика и предуп­реждение поломок оборудования, контроль и управление качеством продукции, формирование отчетов о производстве для передачи на уровень ERP.

Среди других систем MES одно из видных мест занимает про­грамма InTrack компании Wonderware. Это программное обеспе­чение позволяет предприятиям легко моделировать и контролиро­вать каждую стадию производственного процесса - от получения сырья, материалов и комплектующих до выпуска готовой продук­ции. С помощью InTrack можно определять и моделировать про­цессы, устанавливать очередность работ, контролировать незавер­шенное производство, управлять материальными запасами, выпол­нять сбор данных и т. п.

В программе InTrack используются имитационные модели про­изводства. В моделях представляются стадии и процессы произ­водства, описываемые в терминах статических объектов, таких, как материалы, операции, станки, площади, наборы данных и т. п., и динамических объектов, характеризующих, движение товарно-ма­териальных запасов, например единиц незавершенного производ­ства.

Примером автономно используемой системы организации и
управления отношениями с клиентами является CRM-система
Marketing Center компании ПРО-ИНВЕСТ. Система позволяет до­кументировать контакты с клиентами, планировать работу по каж­дому контакту, накапливать статистику для последующего марке­тингового анализа и т. п.

Примером систем SCM может служить отечественная система компании BSE, состоящая из подсистем: Vector - для управления складским хозяйством; e-Partner - для управления взаимоотноше­ниями с поставщиками и партнерами; e-Purchase - для управления торговыми операциями.

Программное обеспечение АСУТП представлено операционны­ми системами реального времени, программами SCADA, драйве­рами и прикладными программами контроллеров.

Основными требованиями, предъявляемыми к операционным системам реального времени, являются высокая скорость реакции на запросы внешних устройств, устойчивость системы (т. е. спо­собность работы без зависаний) и экономное использование име­ющихся в наличии системных ресурсов.

В АСУТП находят применение как варианты широко распрос­траненных операционных систем UNIX и Windows, так и специ­альные операционные системы реального времени. Перспектив­ной считается LynxOS - многозадачная, многопользовательская, UNIX-совместимая система. Windows NT становится системой ре­ального времени после ее дополнения средой RTX компании VenturCom. Развитый программный интерфейс RTX API, основан­ный на Win32 API, обеспечивает создание драйверов и приложе­ний реального времени. Кроме того, Microsoft разработала специ­альную версию операционных систем Windows NT для встроен­ных приложений, названную Windows NT Embedded.

При использовании в АСУТП встроенного оборудования на базе шины VMEbus целесообразно применять операционные системы QNX или VxWorks, а в случае АСУТП на базе шины CompactPCI - операционные системы OS-9, QNX или расширения Windows NT для реального времени .

Операционная система QNX канадской фирмы QSSL является открытой, модульной и легко модифицируемой. Она разработана в соответствии со стандартами POSDC, поддерживает шины ISA, PCI, CompactPCI, PC/104, VME, STD32 и др.

Операционная система реального времени Vx Works выполняет функции планирования и управления задачами. Она может функ­ционировать как в мультипроцессорных системах с общей памя­тью, так и в слабосвязанных системах с использованием распреде­ленных очередей сообщений. Vx Works поддерживает все сетевые средства, обычные для UNIX, а также ОРС-интерфейсы (OLE for Process Control). Вместе с инструментальной системой Tornado она является кросс-системой для разработки прикладного программ­ного обеспечения.

В многозадачной, многопользовательской системе OS-9 имеет­ся интегрированная кросс-среда, предназначенная для разработки приложении, включающая редактор, браузер исходных кодов, от­ладчики, компиляторы C/C++, поддерживаются коммуникацион­ные протоколы Х.25, FR, ATM, ISDN, SS7 и др.

SCADA-системы в АСУТП различаются типами поддерживае­мых контроллеров и способами связи с ними, операционной сре­дой, типами алармов (оповещений), числом трендов (тенденций в состоянии контролируемого процесса) и способом их вывода, осо­бенностями человеко-машинного интерфейса и др.

Связь с контроллерами и приложениями в SCADA-системах обычно осуществляется посредством технологий DDE, OLE, OPC или ODBC. В качестве каналов связи используют последователь­ные промышленные шины Profibus, CANbus, Foundation Fieldbus и др.

Алармы фиксируются при выходе значений контролируемых параметров или скоростей их изменения за границы допустимых диапазонов.

Число одновременно выводимых трендов может быть различ­ным, их визуализация возможна в реальном времени или с предва­рительной буферизацией . Предусматриваются возможности инте­рактивной работы операторов.

Программы для программируемых контроллеров составляют­ся на языках C/C++, VBA или оригинальных языках, разработан­ных для конкретных систем. Программирование обычно выполня­ют не профессиональные программисты, а заводские технологи, поэтому желательно, чтобы языки программирования были доста­точно простыми, построенными на визуальных изображениях си­туаций. В связи с этим во многих системах дополнительно исполь­зуются различные схемные языки. Ряд языков стандартизован и представлен в международном стандарте IEC 1131-3. Это графи­ческие языки функциональных схем SFC, блоковых диаграмм FBD, диаграмм релейной логики LD и текстовые языки - паскалеподобный ST и низкоуровневый язык инструкций IL.

Одной из широко известных SCADA-систем является система Citect австралийской компании Ci Technology, работающая в среде Windows. Это масштабируемая клиент-серверная система со встро­енным резервированием для повышения надежности. Она состоит из пяти подсистем: ввода/вывода, визуализации, алармов, трендов, отчетов. Подсистемы могут быть распределены по разным узлам сети. Используется оригинальный язык программирования Cicode.

SCADA-система Trace Mode для крупных АСУТП в различных отраслях промышленности и в городских службах создана компа­нией AdAstra. Система состоит из инструментальной части и ис­полнительных модулей. Предусмотрены управление технологичес­кими процессами, разработка автоматизированных рабочих мест руководителей цехов и участков, диспетчеров и операторов. Воз­можно использование операционных систем QNX, OS9, Windows.

Другой пример популярной SCADA-системы - Bridge VIEW (другое название Lab VIEW SCADA) компании National Instruments . Ядро системы управляет базой данных, взаимодействует с серверами устройств, реагирует на алармы. При настройке систе­мы на конкретное приложение пользователь конфигурирует вход­ные и выходные каналы, указывая для них такие величины, как частота опроса, диапазоны значений сигнала и т. п., и создает про­грамму работы приложения. Программирование ведется на графи­ческом языке блок-диаграмм.

Назначение прикладного программного обеспечения - анализ производства, воздействие на него в реальном времени. Для разра­ботки прикладного программного обеспечения в АСУТП исполь­зуют пакеты типа Component Integrator. К числу известных комп­лексов Component Integrator относятся FIX, Factory Suite 2000, ISaGRAF и др.

Комплекс Factory Suite 2000 компании WonderWare исполь­зуется при проектировании систем промышленной автоматизации от АСУТП до АСУП. В частности, в этот комплекс входят системы InTouch 7.0 и InTrack. С помощью InTouch 7.0 создаются распреде­ленные приложения со средствами построения человеко-машин­ного интерфейса, в частности SCADA-системы. Рассмотренный выше модуль InTrack служит для управления материальными по­токами и производственными запасами , контролирует загрузку оборудования на предприятии. Он интегрирован в известную сис­тему планирования ресурсов предприятия iBaan. К числу других модулей Factory Suite 2000 относятся база данных реального вре­мени IndustrialSQL Server, совокупность средств программирова­ния задач управления технологическими процессами InControl, программы статистического анализа данных SPC Pro и др.

Одной из развитых инструментальных сред разработки прило­жений реального времени является система Tornado, созданная для мультизадачной операционной системы VxWorks фирмой Wind River. Разработка приложений ведется на инструментальном ком­пьютере, которым могут быть ПЭВМ или рабочие станции Sun, HP, IBM, DEC. В базовую конфигурацию Tornado входят компиляторы C/C++, отладчики, симулятор целевой машины, командный интерпретатор, браузер объектов целевой системы, средства управ­ления проектом и др. Для разработки программного обеспечения для встраиваемых сигнальных процессоров Tornado применяют вместе со специальной операционной системой WISP . Инст­рументальная среда Tornado Prototyper и симулятор операционной системы VxWorks, работающий под Windows, могут быть получе­ны бесплатно по сети Internet , что позволяет осуществить пред­варительную разработку прикладной программы, а уже затем за­купать полную версию кросс-системы.

Инструментальная среда ISaGRAF используется для разработ­ки прикладного программного обеспечения для программируемых контроллеров PLC. Среда реализует методологию граф-схем Flowchart и пять языков программирования по стандарту МЭК 61131-3 (IEC 1131 – 3).

С развитием сетевой инфраструктуры появляется возможность
более тесной интеграции АСУП и АСУТП, ранее развивавшихся
автономно. Использование в АСУП информации о технологичес­ких процессах позволяет более рационально планировать произ­водство и управлять предприятием. Интеграция выражается в ис­пользовании на этих уровнях общих программных средств, баз данных, связей с сетью Internet на основе развития PC-совмести­мых контроллеров и сетей Industrial Ethernet и т. п. .

Складывающиеся рыночные отношения в России требуют пересмотра подходов к управлению каждого хозяйствующего субъекта. Большинство предприятий организовано традиционно -- по функциональному признаку, когда во главе стоит руководитель, в подчинении которого находятся различные подразделения. В основе такой организации управления лежит принцип разделения труда и специализации, но такая структура имеет недостатки:

оторванность работы каждого сотрудника от результатов работы учреждения в целом, т.е. представление об эффективности организации у работника не выходит за рамки своего подразделения;

стремление работников выполнять свои обязанности таким образом, чтобы они удовлетворяли вышестоящего руководителя, т.е. отсутствует заинтересованность в том, чтобы результаты работы были удобны для всеобщего использования внутри фирмы;

затрудненный обмен и возможно искажение информацией между подразделениями по причине их обособленности.

Организация учреждений по функциональному признаку препятствует извлечению различных выгод, связанных с рассмотрением деятельности как процесса и выделением в рамках этого процесса различных потоков (материальных, финансовых, информационных и т. д.).

Функциональная изолированность отдельных подразделений даже при наличии высококвалифицированного персонала может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования организации является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого. Решение очерченных проблем лежит в сфере информационной логистики, объектом исследования которой и являются информационные потоки, сопровождающие бизнес-деятельность.

Как известно, основной задачей информационной логистики является организация и структуризация потоков данных, сопровождающих материальный поток. Взглянем на эту задачу под другим углом зрения, абстрагируемся от материального потока и представим сам документ как первичный объект, а не как сопутствующую грузу информацию. В большинстве случаев, документ, как и некий продукт, проходит стадии создания («обработка сырья»), формирования («производства»), обработки («продажи»), передачи («перевозки») и хранения («складирования»). Поставщиками и потребителями документов являются сотрудники, деловые партнеры и клиенты данного предприятия. Таким образом, можно назвать «планирование, управление и контроль» потока документов на предприятии «логистикой бизнес-процессов предприятия» Глеб Попов Логистика для бизнес-процессов //Директор ИС, #02/2004.

На предприятии «информационный поток» представляет собой поток электронных документов, электронной почты и т.п. Именно «безбумажный» документооборот является единственным средством обеспечения минимальных сроков доставки и обработки информации с минимальными издержками. Что, собственно, и является целью концепции информационной логистики Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. Родкина Т. А. Информационная логистика. М.: Экзамен, 2001..

Реализация подобной идеи, позволяющей управлять и контролировать совместную работу персонала и ПО, является «менеджмент потока работ» (Workflow Management ), который представляет собой управление логистикой бизнес-процессов предприятия на базе ИТ. Кулопулос Томас М. Необходимость workflow . M.: ВестьМетатехнология, 2000. Калянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М.: СИНТЕГ, 2000.]. Workflow -системы также иногда называют «системами управления бизнесом» (business operating system ) или «системами управления логистикой» (logistic control system ).

Объединяя участников бизнес-процесса с помощью ИТ, менеджмент потока работ превращается в эффективное средство реализации концепций, заложенных в логистике бизнес-процесса. При включении в данную схему средств ИТ образуются новые составляющие: программное и аппаратное обеспечение; эксплуатация систем; обеспечение работы каналов передачи данных и др.

Управлять действиями персонала, определенных моделью бизнес-процесса, не является задачей информационной логистики. Это задача workflow -системы, интегрирующей в себя и управляющей ПО на рабочих местах персонала.

Рисунок 3.1. - Соотношение workflow-системы и информационной логистики

В остальном логистика охватывает все уровни информационного обеспечения бизнес-процесса, включая поддержку эксплуатационных свойств компьютерных систем, на базисе которых строится менеджмент потока работ.

Дословно workflow означает «поток работ» и определяется как «технология компьютеризированной поддержки или автоматизации бизнес-процессов в целом или какой-то их части». Основной принцип технологии -- обеспечить выполнение функций конкретными сотрудником в нужный момент времени.

Вопросами технологий workflow занимается международная организация Workflow Management Coalition (WfMC -- www.wfmc.org ). B ee стандарте workflow -система описывается как «система, полностью определяющая, управляющая и обеспечивающая выполнение бизнес-процессов в виде «потоков работ» с помощью различных программных средств (ПС) в соответствии с определенными процедурными правилами». Назначение таких систем -- автоматизация процессов, включающих комбинации операций, производимых человеком, в особенности таких, в которых он взаимодействует со средствами ИТ.

Таким образом, система workflow автоматизирует процесс, а не функцию. Появление системы и ПС workflow -- это реакция рынка ИТ на внедрение новых принципов в управление предприятиями и миграцию системы управления от функционально-ориентированной к процессной ориентации. Практически все предыдущие решения позволяли достаточно эффективно автоматизировать отдельные операции и функции, а не процесс (например, функцию продаж, которая является частью процесса обслуживания клиента). По сравнению с ними система workflow дает следующие реальные преимущества:

для организации: усиливается контроль над выполнением информационных задач, повышается конфиденциальность и ужесточает контроль доступа;

для клиента: улучшается качество обслуживания, повышается его оперативность, упрощается доступ к представителям компании;

для сотрудников: каждый работающий видит перечень функций и может организовать свою работу соответствующим образом, из чего вытекают гибкость в работе, быстрота исполнения и высокая степень комфорта;

для руководства: workflow позволяет принимать решения в нужный момент и представляет достаточную информацию, чтобы руководство могло эффективно вмешиваться в процесс; workflow дает возможность менеджерам действовать оперативнее и компетентнее, обеспечивая постоянный доступ к информации о состоянии каждого заказа, а система мониторинга позволяет держать ситуацию под контролем и сделать эту функцию более эффективной;

для аналитика: автоматизация процедур на базе workflow предоставляет в его распоряжение всю необходимую статистику и информацию для анализа.

Внедрение workflow является одним из самых эффективных путей реорганизации и совершенствования бизнес-деятельности на основе применения методов информационной логистики. В настоящее время имеется положительный опыт использования технологии workflow для автоматизации в промышленной сфере. В то же время ПО класса workflow предоставляет контейнер данных и документов для каждой единицы работы и автоматически маршрутизирует движение таких контейнеров в соответствии с бизнес-правилами к пользователям или “ролям”, указанным в определении процесса Обзор workflow //http://www.kit.ru/website /DWC_lotus.Nsf . Особенно это хорошо отражает технологию обработки исходной информации при создании информационных продуктов.

Менеджмент потоков работ начинается с построения модели бизнес-процесса. Наиболее часто используется семейство методологий IDEF Марка Д. А., МакГоуэн К. "SADT - методология структурного анализа и проектирования". М.: Метатехнология, 1993 с графической нотацией, визуально определяющая взаимодействие участников бизнес-процесса с информационными ресурсами. Системы менеджмента потоков работ во многих случаях включают в себя визуальные средства построения моделей процессов. При этом стандартов на внутреннюю нотацию workflow -системы не существует -- основными примитивами служат обычно некий «блок» как выполнение какой-либо функции исполнителем, и линия со стрелкой как условие перехода от одного блока к другому. Аналитик, работая в workflow -системе, аналогичным образом моделирует бизнес-процесс.

Примером workflow -системы является комплексная система управления потоками работ и организации конфиденциального документооборота OPTIMA-Workflow , которая предназначена для управления процессами создания, обработки, тиражирования, хранения документов и иных информационных объектов, а также для организации и автоматизированного выполнения основных процедур делопроизводства. Использование системы обеспечивает организации в целом достижение нового качество в решении таких вопросов как:

создание полнофункциональной системы контроля исполнения поручений с единым хранилищем документов и его оптимальной систематизацией;

формализация технологических процессов формирования, согласования и обработки документов, актуальность и достоверность схем их рассылки;

улучшение контроля над выполнением процессов формирования и обработки документов, регулирование и управление системой документооборота;

повышение степени защищенности данных, вовлеченных в документооборот, обеспечение их конфиденциальности за счет использования сертифицированных ФАПСИ систем электронно-цифровой подписи и шифрования;

независимости работы над документами от личных качеств персонала за счет автоматического исполнения большинства формальных действий;

возможность адаптации учетных и аналитических систем в организации к процессам движения документов по их технологическим маршрутам;

возможность получения статистических и аналитических сводок, характеризующих различные аспекты деятельности исполнителей и результаты выполнения работ по обработке документов.

Выбор редакции
С помощью операционного и финансового цикла можно управлять прибыльностью и ликвидностью компании, что всегда актуально для финансовых...

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: ПАМЯТЬ Память - одна из...

Когда появилась профессия архитектор: Ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества...

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной...
Слайд 1 Описание слайда: Слайд 2 Описание слайда: Слайд 3 Описание слайда: Слайд 4 Описание слайда: Слайд 5 Описание слайда: Слайд...
Введение 1.3. Методика оценки качества обслуживания предприятия социально-культурной сферы 2.2. Анализ показателей коммерческой...
Цель презентации: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном...
Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены...
Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых...