Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников). Шаги к профессии Задание «Машина времени»


Программа для учащихся 9-го класса

И зменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников.

Цельпрофессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.

Можно сформулировать три основных принципа выбора профессии школьником:

1. Знание и учет собственных возможностей и способностей.

2. Знание требований профессии к человеку.

3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

При составлении программы курса по выбору «Шаги к профессии» учитывались следующие ключевые моменты:

В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Курс «Шаги к профессии» относится к профессионально-ориентированным курсам по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Программа курса рассчитана на 17 часов. Она написана авторами на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Человек - труд - профессия», «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной).

Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося, которая является частью учебно-методического комплекта «Я и моя профессия» (автора Резапкиной Г.В.). В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовый стимульный материал, а также памятки для учащихся. При отсутствии такой тетради необходимо обеспечить учащихся бланками и стимульным материалом. Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль учителя, психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.

Схема активизации позиции самоопределения подростка

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем. В полной мере курс по выбору «Шаги к профессии» отвечает данному требованию.

Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи курса

Взаимодействие учителя и ученика, при котором ученик, поставивший перед собой цель, инициирует сотрудничество с психологом или учителем.

Обеспечение каждому ученику психологической безопасности.

Мотивация личностного роста ученика.

Создание условий для сознательного выбора профессии.

Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.

Переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Программа курса предусматривает занятия - «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Педагог-психолог использует в своей работе такие основные методы, как наблюдение, беседы и консультации с учащимися и их родителями.

Занятия курса проводятся 1 раз в неделю.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии. Однако решение по поводу формы оценивания принимает учитель и педагогический совет школы. Авторы предлагают выставлять рейтинговый балл (см. приложение) на итоговом занятии курса по теме «Защита личного профессионального плана» (при необходимости можно рейтинговую оценку переводить в привычную для учащихся отметку «3», «4», «5»).

По завершении изучения курса учащиеся должны:

Знать свои способности и возможности;

Знать основные правила выбора профессии;

Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

Иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;

Быть знакомыми с собенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.

Учащиеся должны уметь:

Адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

Ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

Составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.

Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель или учитель.

Пример таблицы для игры

Предлагаемый курс может быть использован психологами, классными руководителями, педагогами не только как курс по выбору, но и как составляющая психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения, а также в рамках профориентационной работы в качестве факультативного курса в 8–11-х классах общеобразовательной школы.

По итогам изучения всего курса целесообразно провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профессии девятиклассниками. При желании родителей - провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации.

Для иллюстрации ниже приведены сценарии двух занятий по этой программе.

ЗАНЯТИЕ 7. Игра «Остров»

Цели занятия

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения.

2. Активизация профессионального самоопределения.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в игре «Остров».

Представьте, что мы оказались на заброшенном острове, где-то в южных широтах. У вас осталось какое-то личное имущество: что было в сумках и карманах. Когда нас спасут - неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить здесь. Перед нами стоят две основные задачи: выжить и остаться при этом цивилизованными людьми.

За 40 минут вы должны доказать самим себе, что способны решать эти задачи.

Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам дальше делать. Я пока буду выполнять роль старшего, но потом вы сможете выбрать себе другого вождя.

Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство. (На доске висит карта острова.) Обратимся к карте... На острове имеется источник пресной воды, а также мелкие зверьки, птицы, рыба, съедобные растения. Но нет пещеры, пригодной для проживания.

Что необходимо для проживания на острове?

(Ведущий записывает все перечисленное на доске в виде перечня.)

Определим приоритеты.

Необходимо определить перечень работ и количество людей для их выполнения. Далее надо выявить желающих выполнять эти работы.

Как правило, возникает несоответствие между желаемым и необходимым. Это обсуждается, и ведущий объясняет, что участники не смогут выжить, если не договорятся. По каждому виду работ создаются группы, они рассаживаются за отдельные столы и обсуждают 3–5 минут, как они будут выполнять свою работу. Представитель группы рассказывает классу о том, как они собираются строить жилище, ловить рыбу и т.д. Класс задает вопросы. Ведущий игры в баллах оценивает готовность группы.

Затем ведущего поражает тропическая болезнь, и учащиеся выбирают нового вождя. При этом учитель чинит всяческие препятствия, побуждает участников к решению различного рода проблем: строительство туалета и пр.

За 3–5 минут до конца занятия учитель прекращает игру и организует обсуждение результатов.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось ли вам выжить?

Как оказывалась медицинская помощь?

Как заботились о душе?

Возникали ли скандальные ситуации?

ЗАНЯТИЕ 11.
Что я знаю о мире профессий?
Классификация профессий. Игра «Аукцион»

Цели занятия

1. Дать представление о мире профессий и их классификации.

2. Определить профессиональные склонности учащихся.

3. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.

Стимульный материал

Методика «Формула профессии» (Пряжников Н.С.), классификация профессий по предмету труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии

Ведущий. Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?

Чтобы в этом разобраться, нужно классифицироватьпрофессии. Классификация-это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:

Предмет труда

То, на что направлена работа. Классификация профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

Цели труда

Преобразовательские (воздействие на предмет труда).

Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).

Изыскательские (поиск чего-то нового).

Управленческие (управление другими людьми).

Орудия труда

То, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда.

Функциональные средства (функции человеческого тела и ума).

Технические средства (расширяют возможности воздействия человека на предмет труда).

Профессии ручного труда.

Условия деятельности

Любая профессия предполагает нахождение человека в определенных условиях. Условия труда включают:

характеристики среды;
физическую нагрузку;
график рабочего времени;
нервно-психическое напряжение.

Характер труда: исполнительский или творческий.

2. Игра «Аукцион»

Учащиеся делятся на 3 группы. От них требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего и игроков. Игра позволяет обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.

Наличие атрибутов настоящего аукциона придает игре особую привлекательность.

При подведении итогов занятия уместно будет провести методику «Формула профессии».

3. Методика «Формула профессии»

Ведущий . Чтобы определить, с какими целями, предметами, средствами, условиями труда каждый из вас склонен работать, проведем тест.

Инструкция для учащегося

Подчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства, условия труда.

1. Цели труда

1.1 Оценивать, проверять.

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3 Перевозить что-либо.

1.4 Изготавливать какие-то предметы.

1.5 Учить, воспитывать, консультировать.

1.6 Творить, создавать что-то новое.

1.7 Руководить людьми.

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9 Постоянно работать над собой, быть в «форме».

2. Предмет труда

2.1 Технические объекты.

2.2 Тексты, графики, числа.

2.3 Экономика и политика.

2.4 Искусство.

2.6 Растения и микроорганизмы.

2.7 Животный мир.

2.9 Детали и материалы.

3. Средства труда

3.1 Ручные.

3.2 Механические.

3.3 Автоматические.

3.4 Компьютеры.

3.5 Интеллект.

3.6 Выразительные движения, мимика.

3.7 Творческое мышление.

3.8 Возможности организма и органы чувств.

4. Условия труда

4.1 Бытовой микроклимат.

4.2 Помещения с большим количеством людей.

4.3 Разъезды.

4.4 Самостоятельность.

4.5 Открытый воздух.

4.6 Экстремальные условия.

4.7 Особые условия.

4.8 Изысканные отношения.

4.9 Работа на дому.

4. Итог занятия

Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет - попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

Вячеслав ОРЛОВ,
педагог-психолог
Лариса ГАЛЕЦКАЯ,
заместитель директора
по научно-методической работе,
с. Андрейково, Смоленская обл.

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первые шаги, 2004.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004.

6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004. - 125 с.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.

9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005. - 140 с.

10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.

11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

12. Практика административной работы в школе. - 2003, № 6.

Для учащихся:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1991.

2. Резапкина Г.В . Я и моя профессия: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.

Мне нравится …


1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок.

Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – геогра­фия и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. Максимальный балл - пять - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом “хочу”, то склонности - это первый шаг к “могу”. Можно ли управлять интересами?

Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показа­лась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохнове­ние - блестящая, гениальная мысль.

^ Он взял кисть и спокойно принялась за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

- Что, брат, заставляют работать?

^ Том круто повернулся к нему:

- А, это ты, Бен! А я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого го­рода. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками лю­дей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать ка­кой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.

Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере, в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие. И самое главное, что они испытали эти чувства на самом деле.

Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:


  1. добровольность - цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

  2. постепенность - следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

  3. положительные эмоции - “усилие на грани приятного” - заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Интерес формируется в реальном деле - пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности - спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках, секциях, музыкальных школах.

^ 6 занятие. Формула профессии

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах.

На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию). У нас в стране чаще всего используется классификация Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда.

1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

^ 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

Профессия - это:


  • деятельность, направленная на пользу обществу,

  • деятельность, требующая профессионального обучения,

  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Аукцион»

Учитель называет предмет труда, а учащиеся по очереди называют профессии, относящиеся к этой группе. Профессии можно записывать на доске. После каждой названной профессии учитель считает до трех или ударяет в ладоши, ожидая названия очередной профессии. Профессию необходимо назвать до третьего хлопка. Тот, за кем останется последнее слово, считается победителем. Во время игры ребята понимают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача учителя - дать возможность почувствовать этот информационный голод. Игра занимает от 5 до 15 минут. Удлинение интервалов между хлопками, остроумные реплики учителя, такие атрибуты, как деревянный молоток, гонг, символические призы придадут игре особую привлекательность.

«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова). Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).


1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.


^ 2. Предмет труда:

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.


^ 3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.


^ 4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8. Повышенная ответственность.

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали - подберите профессию, которая соответствует этим признакам.

^ 9 класс

1 занятие. Стратегия выбора профессии

Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного,

недостаточно просто действовать - надо еще и мечтать;

недостаточно просто планировать - надо еще и верить.

А. Франс

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.


7.4. «Формула профессий». Схема анализа профессий

и варианты ее использования в работе с группой

и в индивидуальной профконсультации

Сама «Формула профессий» рассматривается как основа по­строения «Схемы анализа профессий». В традиционной «Формуле профессии» выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять раз­ные профессии и специальности (см. Климов Е.А., 1990), кото­рые выделяются по следующим основаниям:


  1. типы профессий - по предмету труда: природа - П; техни­
    ка - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный
    образ - X;

  2. классы профессий - по целям труда: гностические - Г;
    преобразовательные - П; изыскательные - И;

  3. отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; меха­
    нические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. воз­
    можности и функции организма, а также теоретические сред­
    ства - Ф;

  4. группы профессий - по условиям труда: бытовой микро­
    климат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная
    ответственность - М; экстремальные условия - Э.
Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преоб­разовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - руч­ные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возника­ли недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «тех­ника» его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника - это средство труда, а что явля­ется предметом, из «Формулы» непонятно...» Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» не­ясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возник­ла необходимость несколько видоизменить и расширить пред­ложенный Е. А. Климовым вариант «Формулы». Ниже представле-

на построенная на идеях Е. А. Климова «Схема анализа профес­сии» (табл. 6).

^ Схема анализа профессии (вариант работы с группой в игре «Угадай профессию»)

Место

Место для первого

примера профессии -

«таксист»


для кодирования

Характеристики профессий


загаданной

профессии

(для игры «Yraaaftj

профессию»)

Предмет труда:

Взрослые Техника


  1. - природа (животные,
    растения)

  2. - материалы и заготовки

  3. -дети

  4. - взрослые

  5. - техника

  6. - знаковые системы (тексты,
    информация в компьютерах...)

  7. - художественный образ
Цели труда:

Транспортирование Обслуживание


  1. - контроль, оценка, диагноз

  2. - преобразовательная

  3. - изобретательная

  4. - транспортирование

  5. - обслуживание

  6. - собственное развитие
Средства труда:

Механические Функциональные


  1. - ручные и простые
    приспособления

  2. - механические

  3. - автоматические

  4. - функциональные (речь,
    мимика, зрение, слух...)

  5. - теоретические (знания,
    способы мышления)

  6. - переносные
или стационарные средства

1 Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словам^ как это показано во второй колонке таблице. Если кодировать профессию нон рами характеристик, то при отгадывании возникают сложности восприятия иЙ формации и игра может не получиться.

^ Продолжение таблицы 6


Характеристики профессий





Условия труда: 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производст­венный цех 4 - необычные производст­венные условия (особый режим влажности, температу­ры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

Экстремальные

Характер подвижности в труде: 1 - преимущественно сидя 2 - преимущественно стоя 3 - множество разнообразных движений 4 - длительная ходьба 5 - вынужденные статичные позы 6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Сидя

Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (одни и те же лица...) 4 - работа с аудиториями 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде 6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Клиенты

205

^ Продолжение таблицы

Характеристики профессий

Место для первого примера профессии - «таксист»

Место для кодирования загаданной профессии ■для игры «Угада профессию»)

Ответственность в труде: 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность

Жизнь и здоровье

Особенности труда: 1 - возможность работы по совместительству 2 г- большая официальная зарплата 3 - льготы 4 - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации...) 5 - изысканные отношения 6 - встречи со знаменитостями 7 - частые загранкоманди­ровки 8 - командировки по стране 9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться) 10 - высокий престиж профессии 11 - явно выраженная общест­венная полезностьтруда

«Соблазны» Знаменитости

Типичные трудности и неприятности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 - повышенный риск судимости 5 - невысокой престиж работы 6 - очень маленькая зарплата 7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

Нервы Профзаболевания Сквернословие

206

Окончание таблицы 6


Характеристики профессий

Место для первого примера профессии - «таксист»

Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию»)

Минимальный уровень образования для работы: I - без специального образования (после школы) 2 - краткосрочные курсы 3 - начальное профессиональ­ное образование (СПТУ) 4 - среднее профессиональное образование (техникум) 5 - высшее профессиональное образование (вуз): - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура 6 - ученая степень (аспирантура, академия...) 7 - дополнительное профес­сиональное образование

Начальное Профессиональное

^ Вариант использования схемы в работе с классом игре «Угадай профессию») предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

  1. участникам процедуры самим предлагается рассказать о ка­
    кой-нибудь хорошо известной им профессии;

  2. после того как обнаруживается, что они ее «вроде бы зна­
    ют», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут
    (им нужны «конкретные вопросы»), преподаватель предлагает схему
    анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для
    рассказа о любой профессии;

  3. преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на
    это уходит примерно 35 - 40 мин);

  4. начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делят­
    ся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профес­
    сию (а еще лучше конкретную специальность), кодирует ее в своей
    тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодирован-
    н ьщ характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с
    т Рех попыток).
207

^ Варианты использования схемы в индивидуальной профконсулщ тации.

I. Когда клиент вообще не знает, какую выбрать профессш
общий порядок работы следующий:


  1. знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему):;
    самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу:
    на примере 1 - 2 профессий показывается, как с помощью схед
    можно их анализировать;

  2. игра с клиентом (консультант и клиент загадывают
    другу профессии и пытаются отгадать их - см. выше);

  3. клиент обозначает на отдельном листке бумаги наибол^
    привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестно
    профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои «поже
    ния»);

  4. организуется совместное отгадывание (консультант и к.
    ент на отдельных листочках выписывают по 5 -7 профессий,
    ответствующих «желательным» характеристикам);

  5. организуется последующее обсуждение (совместный выб
    варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).]
II. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбс
порядок работы следующий:

  1. знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-
    профессий);

  2. после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает се
    избранную профессию, а профконсультант пытается ее «отгадат
    (из 5 - 7 вариантов);

  3. организуются совместное обсуждение и возможная корре
    ция представлений клиента о своей профессии.
Заметим, что эффективность использования сх| мы анализа п р о ф е с с и й (особенно в индивидуальных щ консультациях) заметно повышается, если психолог-профконс> тант предварительно проанализирует самостоятельно несколь десятков различных профессий. Это важно для выработки навь отгадывать профессию по выделенным характеристикам. Опыт i пользования данной схемы показывает, что она, даже несмс на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволя организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естест но, при условии, что психолог-консультант не пытается постоя но навязывать ему своего мнения.

^ 7.5. Основная проблема профессиографирования и психологии труда

В психологическом плане, с точки зрения самого работника, нейшая проблема труда заключается в том, чтобы этот труд cnf

ведливо вознаграждался со стороны общества (см.: Пряжников Н. С, Пряжникова Е.Ю., 2001, с. 100-107). Общественная оценка и признание труда являются основой чувства собственного достоин­ства многих людей - этой «первичной» человеческой ценности (по Дж. Ролзу). При этом сама справедливость рассматривается как соответствие вклада человека в общественное благосостояние тем благам, которые работник получает в качестве вознаграждения за этот вклад. Но здесь сразу же возникает сложность оценки самого «вклада», т.е. общественной полезности и необходимости данного труда.

Сам по себе профессиональный труд не может рассматривать­ся (и оцениваться) вне конкретного социокультурного контекста. Например, если общество готовится к войне, то на первый план выходят профессии, так или иначе связанные с военными сфера­ми (сами воинские специальности, специалисты оборонных и конструкторских организаций, идеологические работники и т. п.). В условиях развития рыночных отношений на первый план выхо­дят профессии, связанные с куплей-продажей, а по мере разви­тия этих отношений - профессии, связанные с цивилизованным менеджментом, и т.п.

Кроме того, важно учитывать при развитии самого отношения к оценке труда его «освоенность» специалистами. Например, но­вый, неосвоенный труд часто выполняется в виде своеобразного «экспериментирования», когда работник рискует не только сво­им материальным благополучием (из-за риска не получить ожи­даемую прибыль или качество продукции), но и своим здоровьем (из-за неисследованности воздействия профессии на организм, а также часто из-за высокой интенсивности такого труда).

Наконец, ситуацию осложняет соотношение объективной зна­чимости данной профессии и значимости субъективной, т.е. то, как сам работник оценивает свой «вклад» в общественное благо­состояние. Понятно, что если рассогласование оказывается силь­ным, то идея справедливости (на уровне сознания конкретных специалистов) уже не реализуется. Хотя возможна ситуация, когда сам работник (на уровне индивидуального или группового про­фессионального сознания) убежден в том, что его ущемляют в благах и оплате, но другие люди (на уровне общественного созна­ния) считают, что все справедливо.

В целом можно выделить следующие возможные пути решения проблемы справедливой оценки обще­ственной значимости (вклада) по конкретным профессиям.

1. Обоснование значимости труда, основанное на культурно-ис­ торических и религиозных традициях. Различные мировоззренче­ские, теологические и идеологические системы формируют в об­щественном сознании спокойное отношение к явной несправед-

ливости и дискриминации одних социальных групп другими, бо­лее привилегированными. Заметим, что практически все народы прошли данный путь (а многие еще до сих пор ему следуют). Сле­довательно, на каких-то этапах культурно-исторического разви­тия такое «обоснование» значимости труда конкретных профес­сий является оправданным, т.е. исторически неизбежным. Более совершенные системы оценки значимости труда и соответствую­щего вознаграждения еще должны были мучительно сформиро­ваться. А сам процесс такого формирования часто сопровождался: сильными социальными потрясениями, что лишний раз подтверж­дает глобальность самой проблемы оценки общественной значи-: мости конкретного труда.


  1. Традиционный для научного подхода путь, предложенный!
    еще Ф.Тейлором и основанный на анализе трудоемкости работы, }
    временных затрат, сложности отдельных трудовых действий и т. п. |
    Сразу же обнаруживаются проблемы, связанные с реализацией!
    данного пути: 1) по мере освоения данной профессии субъектов-1
    ная трудность резко уменьшается; 2) при удачной организации!
    даже трудоемкая работа выполняется намного быстрее и эффек-!
    тивнее, так как многое зависит не от конкретного работника, а от|
    его руководителей и самой организации труда, т.е. сложно оце- :
    нить «вклад» данного специалиста и др.

  2. «Рыночная» оценка значимости профессии, основанная на udeel
    «востребованности» результатов данного труда со стороны больЛ
    шинства покупателей. Здесь срабатывает известный принцип: «Цен-!
    но то, что покупается большинством». Данный путь в современ­
    ных российских условиях является доминирующим и даже «одоб­
    ряемым» на высших управленческих уровнях, а также культиви-1
    руется на уровне идеологическом (через средства массовой ин-j
    формации с привлечением различных «экспертов» и «деятелей!
    культуры»). Но справедливая оценка труда при таком подходе стал-1
    кивается со следующими проблемами: 1) «востребованность» тех!
    или иных результатов во многом зависит от общественного мне-1
    ния, формируемого с помощью искусной рекламы, т.е. факти-f
    чески оценивается не сам труд данного специалиста, производя-!
    щего какой-то продукт, а то, насколько этот продукт (товар) «рас-!
    кручен» с помощью рекламы; 2) продукт должен быть «понятен»!
    (и даже «узнаваем») потенциальным покупателем, часто не спо-1
    собным оценить достоинства чего-то нового и необычного, а это!
    предполагает ситуацию, когда выгоднее иметь дело с «примитив-!
    ным» покупателем, что в результате делает «примитивным» и|
    самого производителя товаров. В итоге в более выигрышном поло-J
    жении оказываются те работники, которые при меньших твор-|
    ческих затратах «востребованы», т.е. «покупаемы» больше и чаще,!
    чем работники творческие, как правило, более квалифицирован-!
    ные и порядочные; 3) как это ни парадоксально, но «рыночная»!
210

оценка труда во многом зависит от господствующей «моды» и часто предполагает однообразие товаров и услуг (производится то, что пользуется «спросом» сейчас), что приводит не только к примитивизации «ассортимента», но и к деградации самого производства (невыгодные производства просто сворачивают­ся) и т.п.

4. Более современные системы оценки значимости труда осно­ ваны на четком экономическом «просчете» «стоимости персонала». Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэко­номии В.Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость свойств человеческой личности. По его методу, «...цен­ность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикрат­ному годовому доходу, который они приносят...» Богатство об­щества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Например, взрослый вдвое «дороже», чем ребенок, а «мо­ряк в действительности равен трем крестьянинам». В 1812 г. в Рос­сии Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных еди­ницах - пудах и четвертях ржи.

За разработку теории «человеческого капитала» были присуж­дены Нобелевские премии в области экономики в 1979 г. Теодору Шульцу и в 1992 г. Гэри Беккеру. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инве­стициями в человека могут быть: образование, накопление про­фессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобиль­ность, поиск информации, т.е. способность самостоятельно рабо­тать в мире информационных технологий, и др.

Интересную методику измерения индивидуальной стоимости работника разработал Эрих Флэмхольц (Мичиганский универси­тет, США). Он считает, что с экономической точки зрения сто­имость чего-либо определяется тем, насколько оно обладает спо­собностью приносить какую-либо выгоду или доход - аналогично и со стоимостью работника. По специальной схеме (формуле) определяются: «ожидаемая условная стоимость» работника (т. е. что он даст организации за всю оставшуюся жизнь); «ожидаемая реа­лизуемая стоимость» - вероятность того, что он останется рабо­тать в организации в течение определенного времени (состоит из двух элементов: ожидаемая условная стоимость и вероятность про­должения работы в организации). В данной модели стоимость че­ловеческих ресурсов является вероятностной величиной, что оз­начает, например, следующее: не всегда работник с наибольшим потенциалом, т.е. с ожидаемой условной стоимостью, будет наи­более полезен организации: важна еще и ожидаемая реализуемая стоимость, т. е. предполагаемое время работы сотрудника в орга­низации; модель также описывает зависимость стоимости челове­ческих ресурсов от степени их удовлетворенности трудом.

5. Административное регулирование оценки труда основано
нормативно-законодательном «вмешательстве» во взаимоотнои
ния между работником {производителем) и потребителем.
Напри]
мер, в советский период само государство определяло, кому скс
ко платить. Нельзя сказать, что в целом эта система Hecnp

ва, так как она позволяла определять доходы разных работников более или менее соотносимые друг с другом. Однако часто зде господствовали произвол и некомпетентность различных чиной ников и «государственных» деятелей, что и привело к краху этб| системы. Тем более что многие работники в условиях господств! административного регулирования оплаты труда по советское образцу, узнавая, как оплачивается аналогичный труд в дру странах, чувствовали явную несправедливость по отношению | себе, хотя у жителей страны, обладающей самыми богатыми родными ресурсами и мощным образовательно-интеллектуалы-потенциалом, были все основания, чтобы иметь высокие доход^ Видимо, в России дефицитом являются не интеллект и талант а совесть многих ответственных «профессионалов», что и не Щ зволило до сих пор реализовать идею справедливости в оценке \ оплате труда.


  1. Путь, предполагающий разновариантную {релятивистскую
    оценку значимости труда со стороны разных заинтересованных циально-профессиональных групп общества (или конкретной отра
    ли, производства). Например, работодатель оценивает труд свои|
    наемных работников ниже, чем они сами. При этом у обеих
    рон есть свои «убедительные» доводы, нередко основанные
    мнении экспертов, и т. п. В итоге проблема в оценке значимс
    труда конкретных работников часто решается путем компроми^
    сов, взаимных уступок со стороны тех, кто работает, и тех,
    платит деньги. Традиционно интересы самих трудящихся отстав
    вают профсоюзы, которые в разных странах в отдельные исторв
    ческие периоды, действительно, обладали силой и влиянием. Нк сожалению, часто эти профсоюзы (и другие органы, призва»
    ные защищать интересы трудящихся) превращаются в поел
    ных марионеток привилегированных социально-профессионг
    ных групп.

  2. Наконец, путь, предполагающий оценку общественной значц
    мости труда компетентными специалистами, к числу которых ощ
    носятся не только экономисты, технологи, нормировщики тру
    юристы, но и гуманитарии, и философы, и общественные деятел\
    Последние смогли бы не только «просчитывать» эффективне
    того или иного труда, но и «прочувствовать», насколько справ
    ливо он оценивается. Поскольку вопрос о справедливости оплат
    труда является стержневым в общественной жизни и часто вое
    ще определяет жизнеспособность государства (по Платону), то
    производить такую оценку значимости труда («вклада» тех
212

иных профессий и конкретных работников) должны самые авто­ритетные и квалифицированные люди данного государства.

Еще в древности Платон в своем труде «Государство» отмечал, чТ о обществом должны управлять «философы сверхэлиты», опи­рающиеся на свой разум и мудрость, в основе которых и лежит «справедливость». Справедливость понимается им как «здоровая часть души», тогда как несправедливости «полагается быть в раб­стве у господствующего начала... она смятение и блуждание раз­ных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество, - словом, всяческое зло». К сожалению, часто даже образованный человек, оказавшийся у власти, демонстрирует свои далеко не самые лучшие качества, особенно в эпохи, когда идея «продажности» становится чуть ли не основой сущностных чело­веческих отношений.

Отсюда возникают следующие вопросы: кого именно считать «сверхэлитой» (мы бы сказали, подлинной элитой!), способной разобраться в столь сложном вопросе? Как отличить подлинную элиту от псевдоэлиты? Сама тема элиты, элитарности остается одной из самых малоразработанных не только в психологии, но и в культуре в целом. В самом общем плане под элитой можно пони­мать людей, для которых важнейшим смыслом жизни является утверждение идеи достоинства человека в достойном обществе. Элита по сути призвана разгребать тот культурологический му­сор, который накапливается цивилизацией, аккумулировать энер­гию этого мусора (т.е. энергию нерешенных проблем производ­ства и обыденной жизни большинства людей) и использовать ее для перевода общества на новый уровень своего развития. При этом подлинная элита должна быть скромной, но главное - способной на страдания и лишения во имя такой благородной цели, страдания, на которые не способны ни большинство обыч­ных людей, ни так называемая псевдоэлита, лишь внешне имити­рующая свою сопричастность историческим процессам (см.: Пряж-ников Н.С., 20006).

Удивительным образом ближе всех именно психология труда и особенно профессиографирование приближаются к этой важ­нейшей культурологической проблеме. Однако колоссальная слож­ность данной проблемы не позволяет решить ее силами только лишь психологии - это реально комплексная проблема. Но при этом именно психологи труда могли бы постепенно становиться инициаторами координации усилий разных специалистов в вы­полнении столь благородной миссии. И в основе решения данной проблемы должна находиться идея справедливости, идея разви­тия и поддержания «чувства собственного достоинства» тех лю- д сй, которые действительно способствуют развитию производства, приумножению общественного благосостояния и которые достой­ны на более справедливую оценку своего труда.

Конечно, данная проблема должна стать предметом размьц лений и обсуждений самых широких слоев общества. Причем на чинать такие размышления полезно еще со школьной скамьи (е даже не с еще раннего возраста). Для того чтобы как-то оптимизи! ровать такие размышления в психолого-педагогической рабе предлагается специально разработанная нами игра-дискуссия «3 работная плата работников (сокращенно - ЗПР)» (см. приложе ние 5).

^ Вопросы для самопроверки


  1. Почему возникла необходимость разработки схемы анализа nj
    фессий, когда уже имелся вариант традиционной «Формулы про(]
    сии»?

  1. Что такое «аналитическая профессиограмма»?

  1. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использоваш
    технологии аналитического профессиографирования в работе со школ
    никами?
^ Рекомендуемая литература

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея тельности. - М., 1980.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рс тов н/Д, 1996.

Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человечен го достоинства. - М., 2001.

(автор Пряжников Н.С.)

Само название методики основано на “формуле профессий”, разработанной Е.А.Климовым (1988, 1990) и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см. Пряжников, 1991, 1993).

Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. “Формула-5” предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30-50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек - цели труда (см. Рис. 8 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения “достижимости” все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится в выявлении некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, в корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем “исследовать что-либо, делать открытия” (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но “знаковые системы”, без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, “отвергаемого” края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не “переубеждать” его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается “угадать”, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: “перемещение, транспортирование”, “техника”, “механические средства”, “особые условия”, “льготы, высокая зарплата” и “сидячая работа”, которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более 8-ми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки “открытый воздух” и “относительная самостоятельность” находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8-ми отобранных, но среди этих 7-ми карточек 6 - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8-ми карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого “рынка труда”.

При “угадывании” по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки “организовывать людей”, “взрослые люди”, “голос”, “помещения с людьми”, в другой группе - “обслуживать” (высокого сервиса). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная “молекула профессий”. При этом саму степень сходства между карточками (“валентные связи”) должны каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику (“прочувствовать” ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз “проконсультировать” себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий

для профессьянса “Формула-5”:

1. Цели труда - Ц :

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование)

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое

Ц-7. Организовывать людей, руководить

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо

Ц-9. Постоянно работать над собой, “быть в форме” (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда - П :

П-1. Техника

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)

П-5. Система идей, наука

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)

П-7. Взрослые люди

П-8. Дети (дошкольники и школьники)

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке


8а 8б

Точно так же готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели - голубым, предметы - коричневым, средства - оранжевым, условия - зеленым, особенности - желтым. Две верхние линии на обратной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером.

3. Средства труда - С :

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также “золотые руки”)

С-2. Механические (станки, машины и другая техника)

Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности .

1. Нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

2. Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

3. Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа .

1. Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

2. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им - ПВК человека.

3. Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

4. Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

5. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или недостижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е. А. Климов.

1. Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

2. Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели").

3. Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

4. Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).


4.5. "Формула профессии"

Сама "Формула профессии" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный образ - X;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства груда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессии" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, во время анализа профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" Ответ "техника" его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант "Формулы". В табл. 2 представлена построенная на идеях Е. А. Климова "Схема анализа профессии" .

Таблица 2

Схема анализа профессии
(вариант работы с группой в игре "Угадай профессию")

Характеристики

профессий

Место для первого примера профессии - "таксист"

Место для кодирования заданной профессии (для игры "Угадай профессию")

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

взрослые

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

транспортирование

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

механические

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

"соблазны"

знаменитости

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

Незаконченное высшее

Бакалавриат

Магистратура

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре "Угадай профессию") предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

Сначала участникам процедуры предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

Быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но детально рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");

И тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

Преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

Далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации.

1. Когда клиент вообще не знает, какую профессию выбрать. Общий порядок работы следующий:

Знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере одной-двух профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;

После клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");

Потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);

Наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).

2. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:

Знакомство клиента со схемой (на примере анализа одной-двух профессий);

Но после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее "отгадать" (из пяти-семи вариантов);

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему свое мнение.

В качестве еще одного варианта знакомства с характеристикой профессии, мы предлагаем школьникам составить самостоятельно описательно-информационную профсссиограмму. Ребятам в этом задании также необходимо подобрать пять профессий, соответствующих пяти системам труда: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковые системы", "человек - природа", "человек - художественный образ". С примером такой творческой работы, выполненной студенткой МГППУ (факультет дистанционного обучения), мы и предлагаем читателям познакомиться (см. ниже).

Выбор редакции
С помощью операционного и финансового цикла можно управлять прибыльностью и ликвидностью компании, что всегда актуально для финансовых...

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: ПАМЯТЬ Память - одна из...

Когда появилась профессия архитектор: Ещё в древние века люди стремились разумно строить город – место проживания большого количества...

Профессиональная пригодность – это перечень личных качеств человека , которые помогают в совокупности отнести его какой-либо конкретной...
Слайд 1 Описание слайда: Слайд 2 Описание слайда: Слайд 3 Описание слайда: Слайд 4 Описание слайда: Слайд 5 Описание слайда: Слайд...
Введение 1.3. Методика оценки качества обслуживания предприятия социально-культурной сферы 2.2. Анализ показателей коммерческой...
Цель презентации: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном...
Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены...
Атомный ледокол представляет из себя судно с ядерной силовой установкой, которое построено специально для использования в водах, покрытых...